00/24: Interview

01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS

02/24: Ilya Utkin - melancholy

03/24: Igor Palmin - in PARTS

04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo

05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION

06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/00

07/24: Sergey Leontiev - the TOWER

08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light

09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity

10/24: Oleg Smirnov - Hero_City

11/24: Michael Rozanov - FLYOVER

12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO

13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls

14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES

15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City

16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWS

17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province

18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY

19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path

20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET

21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES

22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/2

Приезжая, особенно в одиночестве, в чужой город, путешественник фотографирует все подряд - дома, задворки, улицы, людей, - все, что называют "городской средой", стремясь освоиться в этой среде, стать "своим". Порой такое желание овладевает человеком и в собственном городе, когда, оглядевшись вокруг, он вдруг видит не привычные до безразличия здания, а странные и незнакомые декорации. Главным героем снимка становится именно город - люди на фотографии лишь оттеняют его образ. Город странный, самодостаточный, иногда снисходительный, иногда - враждебный.

<...>

Москва давным-давно стала "городом контрастов", причем в отличие от многих американских и европейских мегаполисов этот контраст повседневен и повсеместен настолько, что москвичи перестали его замечать. Нередко, отвернувшись от помпезной панорамы сталинского ампира, наталкиваешься взглядом на полуразрушенные особнячки, а стальной герой с лицом Гагарина вздымается над вечным, разбитым и пыльным бетонным забором, имеющим для россиянина значение символическое. Но зачастую только свободный и беспристрастный объектив художника в силах отразить и ненавязчиво подчеркнуть абсурд и - одновременно - естественность подобных сочетаний.

Как отмечает куратор выставки, "для такого двуличного столичного города, как Москва, способ фотографирования "два в одном" может быть более адекватен, чем парадная панорамная съемка исторических видов". И трогательно одинокий летбеттеровский жирафик из Московского зоопарка вполне адекватно соседствует на снимке со столь же сиротливо торчащим в небе шпилем высотки с Кудринской площади.

Вероника Гудкова - МОСКВА НАПОПОЛАМ. Независимая Газета # 60 (2614) 28 марта 2002 г


Путешествуя по московским задворкам, Ледбеттер обошелся без брезгливости к неухоженной изнанке и без этнографического интереса - и то, и другое в избытке поставляется отечественными авторами. Пустынные московские закоулки не раз фигурировали в художественных проектах. Обычно здесь ищут специальной фактуры, особой изнаночной эстетики, или, на худой конец, социального подтекста. Для Ледбеттера кривые улицы, стройки, заборы, грузовики и собаки, спящие на проезжей части, - образы созерцательно- лирических этюдов.

В общем, польстил москвичам, без сомнения. Не все, правда, это оценили, некоторые высказывались так: "Господи, какая провинция! Кошмар!"

Мария Михайлова. ПОЭЗИЯ ИЛИ НЕПРАВДА. Вести.Ru


Панорамные снимки американского фотографа-путешественника — чудо фотоискусства. На длинных узких фотополосках черно-белого колора запечатлены московские улицы, переулки, железнодорожные станции и даже вольер с жирафом в зоопарке.

Александр Панов -  ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ. Еженедельный Журнал, 28 марта 2002


Этот фотограф работает, руководствуясь логикой и образом мысли, что могли быть присущи Гюставу Кюрбе и Феллини

   У каждого большого города есть свои фотографические иконы, которые из раза в раз нам доставляет огромное удовольствие рассматривать. И когда фотографы, снимающие город, предлагают нам вроде бы новые виды таких популярных икон, какими являются Таймс Сквер, Биг Бен, Эйфелева башня или Собор Василия Блаженного, то в большинстве своем они отвечают, скорее всего, традиционным запросам.    Фотографы обычно ограничивают себя в работе пространством всего лишь нескольких квадратных километров из тех сотен, на которые простираются современные города. Они выбирают для нас то, что стоит посмотреть, что нам знакомо. Может быть, это есть следствие того, что им известно, - нам, публике, необходимо постоянно себя убеждать. "Да, это действительно Париж. Я был там; там - Эйфелева башня, прямо в углу".    Московский фотографический альбом Летбеттера совершенно иной. Летбеттер и фотограф, и пешеход одновременно. Мы чувствуем, как он перемещается по улицам, смотрит куда ставит ноги, смотрит на светофор перед тем, как перейти через улицу. Он смотрит на мостовую, он смотрит на небо. Начинает свою прогулку по городу в центре Москвы, но продолжает - по все раскручивающейся спирали всегда дальше и дальше от центра. Временами вы чувствуете, что совершенно заблудились в безлюдных, удаленных окраинах - вдали от узнаваемых очертаний Кремля или Большого театра, но это, несомненно, все та же Москва и, вероятнее всего, та Москва, которую большинство москвичей знают и часто именно таковой и видят.    Летбеттер не фотографирует монументы или людей. Он фотографирует уличные пейзажи. Да, там могут быть монументы или люди, но являются они всего лишь частью уличного пейзажа. Не ждите забавного снимка. Никаких крупных планов бабушки, продающей цветы у входа на станцию метро. Это Москва реальная - иногда мрачная, иногда величественная, а иногда - почти абстрактная. Это не столько туристическая Москва, сколько Москва жителей своих, в меру суровая, в меру спокойная. Летбеттер является приверженцем давней художественной традиции: школы реалистов и неореалистов. Он работает, руководствуясь логикой и образом мысли, что могли быть присущи Гюставу Кюрбе и Феллини. Он раскрывает эстетику повседневной реальности. Эта реальность, суровая она или спокойная, и есть предмет его искусства. Провода над головой, мокрая брусчатка, обветшалые стены часто являются компонентами изображения. Но ощущение, что он фокусируется на какой-нибудь из деталей в отдельности, не возникает - панорамный обзор не позволяет - деталь эта просто оказывается там сама по себе и становится частью композиции уличного пейзажа. Объектом является уличный пейзаж, внушительный ли он, спокойный или ничем не примечательный.    Летбеттер устанавливает для себя жесткую дисциплину: черно-белое изображение, всегда панорамный формат, вертикальный и горизонтальный, никакого кадрирования, никакого зумирования. Узы этих, им самим установленных правил обязывают его к концентрации на композиции и на балансе изображения, результат чего часто ошеломителен. К примеру, вертикальный панорамный вид многоэтажного здания, опирающегося на сад, аллея которого рассекает изображение по диагонали.    Панорама позволяет нам видеть многоэтажное здание на переднем плане и сад на заднем, нисходящем плане. Темнота сада со своей диагональной аллеей становится пьедесталом для здания. Если посмотреть на эти два объекта в отдельности друг от друга, то они будут ужасно банальны. Но посмотрите на одно как на продолжение другого, что возможно благодаря вертикальной панораме, - и это в буквальном смысле придаст изображению новое измерение.    Многие путешествующие писатели приходили к мысли о том, что Москва находится на стыке Востока и Запада. Золотые маковки (bulbs)4 ее церквей - ближе по родству к куполам (cupolas) храмов Исфахана или Самарканда, нежели куполам (domes) соборов Западной Европы. Строения девятнадцатого столетия в центре Москвы являются несомненно европейскими по стилю, но часто подчеркиваются разного рода восточными орнаментами. При этом для меня особенность Москвы заключается в том, что она являет собой свидетельство невероятного эксперимента на тему утопического социализма протяженностью в семьдесят лет. Знакомые нам "правила игры", что обыкновенно определяют условия землепользования в городах, к случаям с московскими окраинами неприменимы. Годы социалистических экспериментов оставили на внешних слоях города следы так же, как оставляет следы на концентрических кольцах старого дерева наводнение или пожар. Сердцевина города принадлежит меркантильному девятнадцатому столетию, а внешние кольца отражают социалистическую убежденность в том, что земля ничего не стоит. Для проектировщиков и архитекторов, которые планировали окраины Москвы, земля не была ограничивающим фактором. Фотографии Летбеттера, по мере продвижения фотографа к внешним кольцам, дают нам возможность увидеть результат того, что сотворил с пейзажем социализм. На одних из них можно видеть, как не имеющая никакой ценности земля полностью уничтожена и покрыта сорной травой и городским мусором. Но на других - огромное пространство земли предстает во всем своем величии. Несколько жилых башен, поднимаясь из первозданного леса, отражаются в спокойной глади озера.5    Я испытал огромное удовольствие от просмотра московских фотографий Летбеттера. Найдя его подход таким убедительным для всех, кто подобно мне любит города и живет, работая в них, я с интересом жду того дня, когда он решит направить свой талант и свое мастерство на другие столицы мира. Когда Летбеттер удивит нас своими видами Парижа, Шанхая или Рио?

Ален БЕРТО

1 "Letbetter, A Streetscape Photograper" by Alain Bertaud. 2 Использовалась панорамная камера Linhof 6x17cm. 3 Ален Берто - всемирно-известный исследователь, теоретик и проектировщик городов, к советам которого прислушиваются архитекторы во многих странах. Француз по рождению, он много путешествует; живет на юге Франции и в США в Вашингтоне. В одном из новых изданий Encyclopedia Brittanica готовится к публикации его эссе о городах мира. Также готовится к публикации и отдельная большая книга, основанная на его теориях, исследовательской деятельности и опыте практической работы. 4 Интересный эквивалент русскому слову "маковка" - Ален Берто пользуется английским "bulb", что буквально переводится на русский язык как "луковица". 5 Прототипом фотографии со "спокойной гладью озера", что упоминается автором статьи, следует понимать одну из фотографий с Химкинским водохранилищем (см. с. 91). 6 К моменту подготовки этого материала (июнь 2002 года) фотограф известил нас о том, что с внушительным багажом отснятого материала вернулся из своей поездки в Японию, Токио.

Ален БЕРТО/Alain Bertaud - МОСКВА. Foto&Video #9 2002


(exhibition)

23/24: V. Nilin - W C

24/24: Carl de Keyzer - ZONA

25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT

26/24: Sergei Chilikov - difFERences

27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY

28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE

29/24: Andras Fekete - Establishing Shots

30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY

31/24: Academy of Architecture - MARKhI

32/24: Igor Chepikov - Resort City

33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino

34/24: Igor Lebedev - SPBaroque

35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped

36/24: Alexander Djikia - Upper Point