00/24: Interview

01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS

02/24: Ilya Utkin - melancholy

03/24: Igor Palmin - in PARTS

04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo

05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION

06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/00

07/24: Sergey Leontiev - the TOWER

08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light

09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity

10/24: Oleg Smirnov - Hero_City

11/24: Michael Rozanov - FLYOVER

12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO

13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls

14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES

15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City

16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWS

17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province

18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY

19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path

20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET

21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES

22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/2

23/24: V. Nilin - W C

24/24: Carl de Keyzer - ZONA

25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT

26/24: Sergei Chilikov - difFERences

Сергей Чиликов -- философ среди фотографов и фотограф среди философов -- известен как большой оригинал, автор множества странных фотографий и еще более странных философских сочинений. Новостью его творчество считать трудно, поскольку фотографирует Чиликов подольше, чем некоторые живут, да и сам не мальчик -- почти пятьдесят. Но образ странствующего философа из Йошкар-Олы настолько колоритен, что от него поневоле ожидают чего-то особенного. Тем более что совсем недавно Чиликов успешно поучаствовал в престижном фотографическом фестивале в Арле, а весной произвел фурор на последней Фотобиеннале. Злые языки утверждают, что в Арле запомнился Чиликов не только своим оригинальным творчеством, но и широкой душой, то есть полным соответствием заграничным представлениям о русском человеке -- много выпивал и даже падал в фонтан. Предпоследнее выступление Чиликова в Москве весной на биеннале также вызвало небольшой скандал. Фотографии простецких обнаженных теток, позирующих в смелых эротических позах в привычной антисанитарной обстановке то ли сарая, то ли барака, на слабонервных и неподготовленных зрителей производили впечатление посильнее книжек Сорокина. Правда, лишенный рекламной поддержки «Идущих вместе», тот скандал давно увял и забыт. А те, кто надеялся на продолжение, просчитались. Нынешние карточки лишены какой-либо другой, кроме строительной, телесности. В полном соответствии с причудливой архитектурно- пространственно-градостроительной концепцией проекта Юрия Аввакумова «24+». Наверное, все дело в плюсе. И куратор, и фотограф устали от жары и напряженного выставочного графика. А потому Чиликов просто прошелся по точкам давних съемок первомайской демонстрации 1984 года в родной Йошкар- Оле -- спустя 18 лет, 1 мая 2002-го, -- и щелкнул «в том же месте в тот же час». Только поменял черно-белую пленку на цветную. Простота сего замысла была смело обозначена на открытии выставки как гениальная, поскольку больше такое никому в голову (из-за простоты же) прийти никак не могло.

Во-первых, не только могло, но и приходило. Снимали и те же места, и тех же людей, и даже тех же людей в тех же местах. Во-вторых, неизменность йошкар- олинских пейзажей, конечно, штука занятная, все же 18 лет прошло, но уж слишком тоскливая. Игра в «найдите десять отличий» явно не удалась просто за неимением таковых, а философские категории времени и пространства, а также «различия как такового» растворились в жарком мареве.

Фаина Балаховская - ОТЛИЧИЯ БЕЗ РАЗЛИЧИЯ. Время Новостей 25 июля 2002 г.


Восемнадцать лет минуло с тех пор, как фотограф Сергей Чиликов щелкал площади и закоулки родной Йошкар-Олы. Тогда, в 80-е, на каждом углу были звезды, серпомолоты, комлозунги и Ильич в скульптурных и плакатных вариациях. Много воды, казалось бы, утекло, и сейчас все поменялось. Так-то оно так, да не совсем.

В этом можно убедиться, посетив выставку Чиликова "Отличия" в Московском доме фотографии. Эти новые безобидные работы сильно контрастируют с теми, благодаря которым Чиликов стал знаменит - вызывающе натуралистичным "Деревенским гламуром" (пышные, волосатые, сальные туши) или скандалезными снимками с эротически распластанными во всех направлениях женскими телами.

На нынешней выставке по парам разбились прошлое и настоящее. Слева - черно- белый СССР, справа - цветная, "попсовая", как выразился сам автор, РФ. Фотограф побывал в тех же местах Йошкар-Олы и запечатлел их постаревшими.

Город как архитектурная среда не изменился: те же хрущевки, те же лавочки, те же заборы и фонари. Можно было бы сказать, что задворки Чиликова стоят особняком в архитектурной тематике проекта Юрия Аввакумова "24", но все, что здесь было "не про Москву", свидетельствует только о том, что архитектуре в российской глубинке до прогресса далеко.

В настоящем Чиликова нет уже "красных" следов, а вот детей и колясок стало больше. Такие атрибуты, как шарики и велосипеды, выдержали испытание временем. Суеты же прибавилось: расплывчатые призраки, лица, каблуки - спешащие куда-то люди. Новая действительность - раздавленные пластиковые бутылки, бычки и бумажки. Сменились кумиры: сейчас на каждом столбе не лысины вождей, а волевой подбородок Шварценеггера. На площади, где 18 лет назад важничали черные колеса грузовиков, теперь колесят яркие скейты. Серьезная семейная пара в наглухо застегнутых плащах с коляской реинкарнировалась в мило улыбающуюся девушку. Может, это их дочка.

"Работать по-ударному - наш партийный долг" - призывает плакат советских работниц. И вот старый долг исполняет новый мужичок в ковбойской шляпе, ударяющий по кнопкам старенькой гармошки.

"Мы начали забывать о том, как жили раньше", - вздыхает Сергей Чиликов. Но его выставка - не камень в наш с вами огород, а "чисто художнический взгляд", без всякого социально-политического подтекста. С подтекстом наша фантазия должна справиться сама. Может, она сочтет все найденные отличия лишь формой. Люди-то, они ведь и в Йошкар-Оле - люди.

Юлия Чучалова - СЛЕВА - ЛЕНИН, СПРАВА - ШВАРЦЕНЕГГЕР, Как Сергей Чиликов "отличился" в Доме фотографии. Независимая Газета №151 (2706) 26 июля 2002 г.


Сергей Чиликов сейчас, вероятно, самый модный наш фотограф. Он прославился своими снимками провинциальных девушек (Чиликов фотографировал в родной Йошкар-Оле) в откровенных, даже вульгарных позах. Девушки - отнюдь не модели. Но фотографа интересовала как раз не красота, а эта самая вульгарность. Свои снимки он показывал в Москве, а потом и на Западе (недавно "Известия" писали о его выставке на фестивале в Арле), где они были восприняты как типичные символы России - такие русские медведицы. Но Чиликов стал знаменит - и начал делать коммерческие фотографии.

И вот его позвал Юрий Аввакумов, куратор проекта "24", посвященного исключительно архитектуре. Совершенно неожиданно оказалось, что у Чиликова как раз есть тема - "Отличия". Вся выставка построена на парах. Сняты одни и те же места в родной Йошкар-Оле, но с разницей в 18 лет. Слева - черно- белый снимок 1984 года, справа - цветной 2002-го. Зрителям предлагается найти между ними отличия.

На левом снимке - забор. На правом - забор снесли и на его месте поставили ларьки.

На левом - подворотня с нагроможденными у стены деревянными ящиками. На правом - та же подворотня, но уже без ящиков, зато стена обшарпана, штукатурка обвалилась. Новые руины.

На левом - тетеньки с транспарантом "Работать по-ударному - наш партийный долг". На правом - вместо транспаранта с тетеньками - реклама фильма "Возмещение ущерба" со Шварценеггером. И т.д.

Выставка очень простая, в этой своей простоте обаятельная и абсолютно непафосная. Обычный провинциальный город, никаких суперстроек, как в Москве, нет. Обычные провинциальные люди, никаких красоток или, наоборот, бомжей. Просто магазин "Продукты" за 18 лет превратился в торговый дом "Вавилон". Ничего особенного. Собственно, эта провинциальная атмосфера - где вроде все меняется, но, кажется, ничего и не изменилось, где знаки нового времени появились, но город остался прежним, - и есть главная тема выставки. Правда, тема явно не чиликовская, а кураторская. Самому Чиликову, кажется, не очень-то интересная. Во всяком случае, на выставке много сбоев - ракурсы не точны, в разных парах повторяются почти одинаковые снимки, словно делал наспех, не говоря уже о том, что архитектуру снимать посложнее, чем девчонок. Но главное, что цвет превращает весь замысел в спекуляцию: что бы ты ни снимал на цветную пленку, это будет выглядеть по- другому, чем на ч/б. Строго говоря, можно было даже не рыться в архиве, не искать карточки 18-летней давности.

Николай Молок - РАЗНИЦА НАЛИЦО, Известия 28 июля 2002


История, леденящая кровь. Живет в Йошкар-Оле бедный художник-фотограф Сергей Чиликов. И показалось ему мало того, что он художник, которым и так, как известно, в нашей благословенной стране живется нелегко. Стал он еще и философом, и написал походя несколько книжек, названия которых вызывают острое желание встать во фрунт. “Трактаты о Таинственных Объектах: Трактат о Ценности, Трактат о Морали, Трактат об Абсолюте, Трактат об Атрибуте, Трактат о Мышлении”. Вобщем, диагноз товарища Чиликова ясен.

Только философу с его небрежным отношением ко времени, как к категории относительной, могла прийти в голову идея выставки «ОтЛИЧия». Собственно, идея-то не нова. Помните детскую развлекушку в журналах – найди десять отличий? Так вот, все то же самое, с той только разницей, что даны две фотографии вместо двух картинок. Первая фотография – черно-белая, вторая – цветная, и между ними временной отрезок без малого в восемнадцать лет.

Всяческие виды Йошкар-Олы – сумрачные дворы, густые скверы, медленные солидные люди, презирающие спешку. Эффект потрясающий. Оказывается, за восемнадцать лет почти ничего не меняется. Подворотня обычного дома какой была, такой и осталась, только на нижних этажах появилось фривольное графити, да штукатурка кое-где облупилась. Парки стали темнее и гуще, деревья вытянулись, скамейки покосились. Никаких архитектурных новостроек или глобальных разрушений. А вот люди – да. Люди меняются. Стареют, страшнеют, мудреют. Для них время течет быстрее, и то, как стремительно разрушается земная оболочка единственного носителя разума на Земле, слегка пугает…

Забавная парочка фотографий, посвященная двум первомайским Демонстрациям – 1984 и 2002 годов. Разницы почти никакой, разве что одна фотография черно- белая, а другая – цветная. Но и на той, и на другой – все те же флажки, шарики и толпа людей, улыбающихся бессмысленно.

Вобщем, поневоле задумаешься о бренности всего живого. Впрочем, и неживого тоже…

NaDosuge.Ru


<...>

Ольга Свиблова пытается сделать гением также йошкар-олинского фотографа и профессионального философа Сергея Чиликова. И в проекте «24+» у Юрия Аввакумова появляется его серия "Отличия". Это парные снимки родного Чиликову города в 1984 и 2002 годах. Воплощение этой идеи (один объект - разное время) я только в этом году видел не один раз. Речь здесь, конечно же, не о плагиате. Просто ход – банальней банального. Ну а изображения в границах подобного хода вообще самостоятельного интереса не представляют. То есть на карточки можно не смотреть, лучше прочитать гораздо более отделанный и тонкий текст куратора.

<...>

Василий Гусеницын- ПОВОД ДЛЯ ВЫСТАВКИ, ГЦСИ 18 августа 2002


(exhibition)

27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY

28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE

29/24: Andras Fekete - Establishing Shots

30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY

31/24: Academy of Architecture - MARKhI

32/24: Igor Chepikov - Resort City

33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino

34/24: Igor Lebedev - SPBaroque

35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped

36/24: Alexander Djikia - Upper Point