00/24: Интервью

01/24: Юр. Аввакумов - РаЗНое

02/24: Илья Уткин - меланхолия

03/24: Игорь Пальмин - Русский модерн: поДРОБНОСТИ

04/24: Юрий Пальмин - ЧертаНово

05/24: Борис Томбак - Б. ИЛЛЮЗИЯ

06/24: Александр Ермолаев - ФРАГМЕНТы 58/00

07/24: Сергей Леонтьев - БАШНЯ

08/24: Игорь Мухин - МОСКВА light

09/24: Валерий Орлов - ЗакрытыйГород

10/24: Олег Смирнов - Город_Герой

11/24: Михаил Розанов - ЭСТАКАДА

12/24: Анатолий Ерин - д. ГЛАЗОВО

13/24: Дмитрий Конрадт - проЛЕТы и проЕМы

14/24: Александр Слюсарев - поСЛЕДСТВИЯ

Просто Слюсарев

Проект Юрия Аввакумова "24", представляющий ежемесячно 24 кадра фотографов, снимающих архитектуру, длится более года, но теперь уже под крышей Московского дома фотографии, а не в анфиладе Музея архитектуры. Экспозиция Александра Слюсарева подобрана довольно небрежно, но фотограф он такой хороший, что это и не важно.

Слюсарев начал снимать в конце пятидесятых, с тех, наверное, пор и по сей день, пробуя новое и меняясь, он сохранил особую шестидесятническую интонацию - очень нежную, очень поэтическую и слегка печальную. К тому же, что ценно, не жалостливую. Снимки у него все минималистские - столб, случайный прохожий, колонна, кусок обшарпанной стены, трещина дома, тень, ветка дерева, одинокий пассажир подземки. Редкие детали непарадной городской среды, в которых город отражается случайно, осколочно, естественно. В городе этом всем, очевидно, одиноко, но одиночество это не тягостно, потому что им оплачено право на личную независимость.

Жаль, что Слюсарева не привечают толстые глянцевые журналы, любящие определять нашу фотомоду. В отличие от фотографов последнего призыва он умеет снимать без нажима, не манерничая, по мужски, но не брутально, не щеголяя приемом, на очень легком дыхании. А это, мне кажется, если пока и не очень модно, то вскорости непременно в моду вновь войдет - соскучились.

Ольга Кабанова. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЭПОС И ГОРОДСКАЯ ЛИРИКА. Известия 25 июля 2001


Проект Юрия Аввакумова "24", месяц назад перебравшийся из Музея архитектуры в Московский Дом фотографии, получил теперь собственную жилплощадь. Если вы платили за входной билет на выставку в рамках фотобиеннале, то знайте: ваши денежки закопаны здесь. По горячим уверениям директора МДФ Ольги Свибловой, отдельный зал выставочного комплекса на Остоженке, 18 подвергся евроремонту именно за счет кассовой выручки. Может и так, чего в жизни не случается…

На момент вернисажа помещение являло собой удивительную картину: доведенные до малярной кондиции потолки и стены, респектабельные светильники, впрочем, очерчивающие экспонаты с изрядным промахом, - и тут же резиновый подбой отсутствующего линолеума и напольные вентиляторы, остервенело, но без успеха изгоняющие ремонтные ароматы. Зал делится надвое облупленной кирпичной аркадой старокупеческих времен, и есть подозрение, что опоры эти - несущие, то есть они навсегда. Телевизионщики, привычные подавать любое событие без трусов, но в шляпе, чувствовали себя уверенно, остальным посетителям было несколько не по себе. Забавно, что выставка "поСЛЕДСТВИЯ" фотографа Александра Слюсарева как раз и посвящена практике превращения одного в другое. А именно - Москвы похмельной и головотяпской в "образцовый социалистический город".

Представлены снимки разных лет, и не всегда можно найти отличия между работами прежнего и нынешнего времени. Колышется нарядная толпа на обочине какого-то праздника - то ли Первомая, то ли Дня города, скачут дети по вековечным бетонным плитам в районе новостройки, мужик в тельняшке дремотно качает коляску на солнцепеке. Присутствие жанровых сцен выделяет эту выставку из безлюдного архитектурного ряда, характерного для аввакумовского проекта. Да и сама архитектура преподнесена здесь скорее с точки зрения пристрастного наблюдателя, чем методичного исследователя. Мы встречаем, к примеру, храм Христа Спасителя, но не реальный, а нарисованный на строительном заборе. Вид обшарпанного лестничного марша содержит непременный номер телефона девушки Аллы, а тоскливая московская автомагистраль украшена рекламным лозунгом "Остановись, прими стресстабс!" Битые оконные стекла, обрывки коллажа на обоях, куски штукатурки на асфальте…

Ну не получилось у нас образцового города, извините, если кого расстроили...

Велимир Мойст. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСТРАСТНОГО ВЗГЛЯДА. Газета.Ру. 25 июля 2001


… На сей раз ее главный герой -- классик отечественной фотографии Александр Слюсарев, назвавший свою выставку "поСЛЕДСТВИЯ". Речь идет о последствиях превращения Москвы в "образцовый социалистический город". Разбитые стекла, обшарпанные стены, железобетонные блоки недостроенных многоэтажек, останки социалистической символики (плакат "Слава воину-победителю") и прочие "руины рая". Подобные снимки Слюсарев делал еще в 70-е и 80-е годы (они составляют значительную часть выставки), когда это было вполне арт-диссидентством, а сами объекты -- не "последствиями", а самой что ни на есть актуальностью. Однако теперь они попали совсем в другой контекст и воспринимаются уже не как инакомыслие, а как модное сегодня ерническое смакование прошлого. За последние годы подобных снимков было сделано и показано множество, в том числе и в рамках проекта "24". И соответственно, они слегка (или даже не слегка) поднадоели. Другое дело, что Слюсарев не только статусный классик, но и действительно замечательный фотограф. Поэтому выставка получилась очень качественной.

Николай Молок. НЕФТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Время новостей. 26 июля 2001


Фотографии на выставке представлены отличные, хотя и притянутые за уши к архитектуре. Какой-то четкой концепции нет, и это видно даже по совершенно невнятному пресс-релизу, сопровождающему выставку. Впрочем, это никак не отражается на общем впечатлении от работ Слюсарева. Как прокомментировал собственные работы сам мастер: "Ну что тут долго говорить? Или вы понимаете фотографию, и она вам нравится, - или нет".

Роман Грецкий. Нравятся ли вам фотографии?. MoscowOut. 26 июля 2001


Выставкой Александра Слюсарева открыли еще одно помещение МДФ, совсем свежее и не до конца отремонтированное. В него - отдельный лестничный вход с Остоженки, к которому никто не привык. Да вдобавок сразу за Слюсаревым в уже "намоленных" выставочных залах музея открывали еще одну выставку, богатую шампанским. Посему, по-моему, не каждый гость вернисажа поднялся до слюсаревской экспозиции (а если поднялся, то с настойчивой наводки более дисциплинированных коллег). Оттого классик был трезв и ворчлив: "Я вообще выставку делать не собирался. Аввакумов настоял, сам собрал из того, что я дал".

Именно случайность, бессистемность экспозиции и чувствуется с первого на нее взгляда. Черно-белые снимки - с 1980-го по 1995-й. Вроде бы Москва, но есть Петергоф с Летним садом. Чистая лирика - не то березка, не то рябина на фоне глухой городской стены; не то закат, не то восход в районе новостроек. Репортерское остроумие - пирамидка из свежеубранного снега на чистом мокром асфальте на фоне зданий бывшего СЭВа и Белого дома; тетка на хлипких железных мостках теребит шестом гладь Москвы-реки на фоне спорткомплекса "Дружба" и университета. Камерный сюрреализм: неразличимые издали персонажи замерли на сцене пустого Зеленого театра. Немного родной чернухи: покосившиеся футбольные ворота с проржавевшей железной сеткой; магазинные вывески с канувшими в Лету буквами. Немного ностальгии: плакаты к Дню Победы или с картинкой ночной Красной площади в витрине "Букиниста" возле метро "Парк культуры".

Но в этом сюжетно-ракурсном хаосе, объединенном, кажется, лишь своим советско-постсоветским происхождением и местом действия, есть внутренняя цельность. Единство, необъяснимое словами. Чтобы почувствовать единство, нужно было родиться в Москве, причем необязательно в 1944-м (как Слюсарев). Нужно было уметь презирать свой родной город, но не уметь жить без него. Нужно было застать разлагающиеся ныне прямо на глазах Зеленые театры, "Букинисты" и железные футбольные ворота. Нужно было ездить в Петербург, чтобы отдыхать от них (отсюда - Петергоф и Летний сад). Естественные восторги от столь печальных и ущербных по фактуре фотографий Слюсарева, столь удачно висящих в недоремонтированном и оттого тоже как будто бы ущербном помещении с кирпичными стенами, и есть "последствия" вполне конкретного житейского опыта. Юрий Аввакумов собрал очень правильную выставку, очень правильно ее назвав. Впрочем, для ее успеха нужно было еще одно условие. Наличие Сан Саныча Слюсарева как такового. Все остальное - лишь последствия из этого непреложного факта.

Федор Ромер. АРХИТЕКТУРА КАК ЗАСТЫВШЕЕ БРЮЗЖАНИЕ. Коммерсантъ. 26 июля 2001


Александр Слюсарев уже лет десять считается классиком. Его фотографии строги, стильны и профессиональны. И в то же время лиричны, с ноткой ностальгии. Вот уже 30 лет Слюсарев, невзирая на моды и погоды, ходит по улицам и снимает все, что нравится. "Последствия" - это две дюжины черно-белых снимков города, который уже пережил одну эпоху и еще не успел сориентироваться в следующей. Места и сюжеты могут относиться практически к любому городу бывшего советского союза. Покинутые стены и разбитые стекла, монументы и люди в архитектуре выглядят серьезными и немного растерянными. Как будто их резко окликнули и сняли в момент поворота. В момент вопросительного междометия "а?!".

Н.Ф. ЛЮДИ, ГОРОД, ЖИЗНЬ. Итоги. 31 июля 2001


… немногословные и тяготеющие к минимализму работы. Принципиальная, почти похмельная "антипраздничность". Состояние утренней нечеткой пустоты: окружающие люди категорически не попадают в фокус, но зато болезненно-выпуклыми становятся предметы. Разбитое стекло. Куча снега. Обсыпавшаяся штукатурка. Железная решетка. Обрывки обоев. Тихо и спокойно. И никакого благополучия.

Дарья Акимова. В МДФ ПРОПЕЛИ ГИМН ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ. Вечерняя Москва № 141. 31 июля 2001


…Понятие "поэт советской действительности" применительно к мэтрам соцреализма теперь как-то неуклюже упоминать. Ясно, что никакие они не поэты действительности, а отъявленные фантазеры на заказ, этакие Валеджо коммунизма. Поэтом на самом деле были и остаются Слюсарев и ему подобные. Начав снимать с 1958 года, 14 лет от роду, он внес на своих фото в ни с чем не сопоставимую по магнетизму и депрессивности атмосферу провинциального быта "совка" необычайную одухотворенность. Сказать о его работах "просветленность" - значит назвать самую суть его творчества. Именно из света и простейшего концепта, сюжета, в общем, из чего-то неуловимого, фактически из ничего, он творил образы не просто характерные, но - степенью выше - образы времени. Он усматривает их в фактуре, в тенях, в пространстве, а не в предметах, одним словом, между строк. Кураторская настойчивость Аввакумова - привязки к архитектуре и теме "последствий" смотрятся необязательными дополнениями. Приставаниями к дзэнскому практику его рационального ученика. Слюсарев сам по себе, его свет и воздух (про кого из фотографов еще можно так сказать?) указывают больше на метафизику, чем на архитектурно-предметную среду. И уж точно - безошибочно - на прошедшее время, не на глянцевую современность.

Сергей ПОПОВ. ПРОСТОДУШНАЯ УЛЫБКА ПРОЛЕТАРИЯ. Культура №30 (7287). 9-15 августа 2001 г.


Фотограф Александр Слюсарев - живой классик, пионер и первопроходец повсюду и везде, в "чебэ" и цвете. Большое имя. Голова тоже большая. Усы запоминающиеся. Глазки карие, с прищуром. Слова медленные, взвешенные и часто неприятные: по всякому поводу Слюсарев имеет свое независимое мнение, режет правду-матку, и благодаря этому имеет реноме учителя - как среди столичных звезд, так и у безвестных посетителей провинциальных фотокружков, которым также доставалось от московского гуру. И снимает он похоже - то есть ни на кого не похоже; в поддавки со зрителем не играет и сюжетами не развлекает. Наоборот, заставляет обращать внимание на вещи, которые никто другой бы не счел достойными запечатления и которые, не окажись рядом Слюсарева с фотоаппаратом, ни за что бы не задержались в памяти более секунды, - словно подбирает уличный сор. Выставка "Последствия" - очередная, четырнадцатая, в проекте архитектурной фотографии "24" - вся из такого сора, скопившегося у Слюсарева за двадцать лет: кирпичная стена, деревянный забор, корявые стволы, порванная рабица, белая куча нерастаявшего снега на черном фоне, фонарный столб - заурядный фонарный столб, которых тысячи и тысячи. Тысячи последствий, у которых причина одна - большой город Москва, очень большой, за всем не уследишь. Ничего специально архитектурного в его снимках нет: фактически Слюсарев снимает только тени и свет, и фактура московского кирпича или московского асфальта для Слюсарева - лишь повод для игры теней и света. Его "Последствия" - случайности и нечаянности, которыми чреваты любые намерения и планы, необязательно архитектурно-градостроительные. Однако куратор проекта Юрий Аввакумов счел их уместными: во-первых, потому что смутный предмет этой случайной, разрозненной съемки можно назвать "городской средой", а во-вторых - потому что как же без Слюсарева?

Константин Агунович. ПОСЛЕДСТВИЯ. Афиша. 6-19 августа 2001


Кучка талого снега на фоне правительственных московских зданий, рваная проволока, куски отбитой штукатурки, тень человека, скрытого колонной анонимного архитектурного сооружения… Все это - не что иное, как последствия, вернее "поСЛЕДСВИЯ". Так называется выставка Александра Слюсарева в Московском доме фотографии, продолжающая проект "24", посвященный архитектурной фотографии.

Серия Слюсарева касается архитектуры лишь косвенно, город присутствует на фотографиях как фон, к которому фотограф относится весьма нейтрально, если не сказать безразлично. Гораздо больше Слюсарева интересует сама жизнь, вернее, ее последствия. Дерево, растущее из глади асфальта, рисунок Храма Христа Спасителя, неизвестно зачем появившийся на дощатом заборе, репродукция с Кремлем на обшарпанной темной стене… И в этих случайных сюжетах соблюдена точная мера формы и содержания.

Фотографический сор, неизбежно накапливающийся за годы работы, легко нанизывается на остроумную идею: вот жизнь, а вот следствия. Нагромождение случайных лиц, стен, окон, заборов, железок, извлечено из контекста и подается как самодостаточный сюжет. Городская фактура - мотив в истории фотографии хоть и не новый, но в руках классика отечественной фотографии эти истории ни о чем приобретают безусловную художественную ценность.

Мария Михайлова. ПО СЛЕДАМ УЛЫБЧИВЫХ НЕФТЯНИКОВ. Вести.ru. 14 августа 2001


(Выставка)

15/24: Валерий Сировский - Храм_Город

16/24: Семен Файбисович - мои ОКНА

17/24: Ричард Пэйр - Русский Конструктивизм: Провинция

18/24: Евгений Нестеров - ФАБРИКА

19/24: Владислав Ефимов - По Ленинским Местам

20/24: Катя Голицына - переУЛОК

21/24: Владимир Куприянов - ОПИСИ

22/24: Денис Летбеттер - МОСКВА/2

23/24: В. Нилин - М Ж

24/24: Карл де Кейзер - ЗОНА

25/24: Марина Цурцумия - СВОД

26/24: Сергей Чиликов - отЛИЧия

27/24: Наталия Жерновская - АКАДЕМИЯ

28/24: Алексей Шульгин - МОНТАЖ

29/24: Андраш Фэкетэ - Адресные Планы

30/24: Владимир Антощенков - КЛАДКА

31/24: Академия Архитектуры - МАРХИ

32/24: Игорь Чепиков - Город Курорт

33/24: Алексей Народицкий - МАРЬино

34/24: Игорь Лебедев - СПБарокко

35/24: Александр Бродский - неПроявленное

36/24: Александр Джикия - Верхняя Точка