00/24: Интервью

01/24: Юр. Аввакумов - РаЗНое

02/24: Илья Уткин - меланхолия

03/24: Игорь Пальмин - Русский модерн: поДРОБНОСТИ

04/24: Юрий Пальмин - ЧертаНово

05/24: Борис Томбак - Б. ИЛЛЮЗИЯ

06/24: Александр Ермолаев - ФРАГМЕНТы 58/00

07/24: Сергей Леонтьев - БАШНЯ

08/24: Игорь Мухин - МОСКВА light

09/24: Валерий Орлов - ЗакрытыйГород

10/24: Олег Смирнов - Город_Герой

11/24: Михаил Розанов - ЭСТАКАДА

12/24: Анатолий Ерин - д. ГЛАЗОВО

13/24: Дмитрий Конрадт - проЛЕТы и проЕМы

14/24: Александр Слюсарев - поСЛЕДСТВИЯ

15/24: Валерий Сировский - Храм_Город

Куратор проекта Юрий Аввакумов утверждает, что моделью храма служит город, ведь считается, что в его замысле была заложена идея храма-города или небесного Иерусалима и отмечено сходство плана собора с проектами идеальных городов Ренессанса.

Правда, Собора Покрова на Рву (он же Храм Василия Блаженного) вы на выставке не увидите. Города тоже. В экспозиции есть масса фактуры, в которой декор собора сразу и не признаешь. Фрагменты интерьера, незаметные конструктивные детали, особенности кирпичной кладки. Храм словно разобрали на части и отсняли для инвентаризации.

Фрагменты занятны как вместе, так и по отдельности. Некоторые детали играют сами по себе, другие так и остаются «отрезанным ломтём». «Елочка» косых линий, напоминающая о геометрическом абстракционизме 30-х годов, приобретает совсем иное «звучание» в соседстве с виноградными гроздьями. А вот восьмиконечная звёзда из голубых точек так и будет напоминать, пожалуй, лишь о совковом учрежденческом дизайне.

Доминирующие цвета вполне соответствуют имперскому триколору: красный, белый, синий (иногда голубой). С кирпичом, преобладающим на фото, отлично сочетается обнажённая кирпичная стена выставочного зала с арками-проёмами. Пол выложен досками. Второй этаж Дома фотографии, отданный проекту «24», подозрительно похож на развалины флигеля Музея архитектуры. Этот флигель весной покорил гостей своим археологическим шармом, а сам Музей до лета служил пристанищем проекту Аввакумова, который съехал то ли к взаимному удовольствию, то ли наоборот.

Надо отдать должное фотографу за отстраненность взгляда. Обычно храм Василия Блаженного либо воспринимается целиком, либо взгляд сразу устремляется к расписным маковкам. Но штука в том, что привычная цветистая роспись выполнена в XVII—XVIII вв., а первоначальная гамма – это как раз красный кирпич и белый камень декоративных деталей, главы же сверкали «белым железом». Так что поиск хорошо забытого старого взгляда имеет смысл. Правда, связь подобранных фрагментов с заявленной темой «Храм-Город» нужно ещё поискать.

Из автобиографии Валерия Сировского следует, что после окончания иняза он работал ассистентом режиссёра в кино и много путешествовал. Печатался в периодике. Фотографией серьёзно занялся лишь в 2000 г. («я уже в том возрасте, когда пора серьёзно заняться фотографией»), но уже успел принять участие в Венецианской биеннале.

Сам же собор Покрова на Рву (или храм Василия Блаженного) таит много загадок, и к экспериментам над собой ему не привыкать. Он оказался не только сказочно-пряничным по внешнему облику, но и сказочно живучим: его грабили поляки, взрывали французы (храм треснул, но устоял), его окапывали туннелями при Сталине (он накренился, но снова выстоял). И это лишь часть приключений. Правда, сейчас за него взялись московские реставраторы, но, может быть, и на этот раз он окажется более стойким, чем родной город?

Алексей Ударников. ХРАМ ПОКРОВА НА КАТАКЛИЗМАХ. газета.ru. 29 августа 2001


В Московском доме фотографии открылась 15-я выставка в рамках кураторского проекта Юрия Аввакумова «24». По идее в нем должны участвовать те фотографы, которые специализируются на съемке архитектурных объектов. Но список таких архифотографов, по всей видимости, иссяк (что, честно говоря, не удивительно -- профессия редкая). Потому теперь в проект включена выставка просто художника -- Валерия Сировского, да к тому же едва ли не впервые взявшего в руки фотоаппарат. Зато тема выставки звучит исключительно амбициозно: «Храм-Город».

Название предполагает, что на выставке речь пойдет о христианской символике, о небесном Иерусалиме, райском граде и прочих сугубо академических материях. Но Сировский снимает не храмы, а только их детали, кладку, профили, фрагменты росписей -- очень красивые, декоративные, прекрасно вписывающиеся в кирпичный интерьер зала МДФ (и совершенно невоспроизводимые в газетном черно-белом варианте). Снимает то, что ему понравилось и запомнилось. Эти фотографии оказываются воспоминаниями о путешествиях, туристическими открытками, сувенирами. Впрочем, и образцами жанра архитектурной фотографии.

Собственно, в этом задача аввакумовского проекта -- показать многообразие жанра. Один фотограф снимает на черно-белую пленку, подчеркивая линейность и призрачность архитектуры, другой -- на цветную, выявляя ее декоративность. Один фотографирует перспективные виды, другой интерьеры. Один стремится охватить пространство, другого интересуют только детали. Ну, и так далее. Поэтому даже если не все проходящие в рамках проекта выставки одинаково хороши, все равно стоит ходить на каждую. Получается заочный мастер-класс. Сировский, например, учит работать с фактурой, с цветом и с крупным планом. У него нет ни земли, ни неба -- вроде обязательных элементов архитектурной фотографии. Но о них можно узнать из предыдущих выставок. Или из последующих. Осталось еще девять.

Николай Молок. ПЯТНАДЦАТЫЙ. Время новостей online. 29 августа 2001


Выставка "Храм-Город" демонстрирует снятые по-туристски "в лоб" на 35-миллиметровую пленку фрески храма Василия Блаженного и обескураживает подчеркнутой безыскусностью стиля и идеи - особенно после выставки Слюсарева, прошедшей у Аввакумова перед тем. Документальный подход, откровенная простота съемки без ракурсов и выкрутасов возведены у Сировского в абсолютную степень: мерцающая из-под напластований времени красота древних фресок почти не видна. Есть лишь скупая, исследовательская фиксация живописных линий на фресках и субъективное масштабирование "ширинок" - профилированных квадратиков в храмовой стене, типичных элементов русской архитектуры (появившихся в результате итальянской экспансии). С концепцией выставки как культурологического костыля нельзя не согласиться: ну когда москвич дойдет до Третьяковки, а петербуржец до Эрмитажа? Так хоть на фото увидит…

- После такого фотографа-мастера, как Слюсарев, - говорит Юрий Аввакумов, - хотелось сделать что-то прямо противоположное. Меня не смущает то, что эти фотографии мог сделать любой любитель, мне важно, что этот конкретный любитель стал снимать именно эти фрагменты фресок. К тому же я должен думать о проекте в целом. По крайней мере один дилетант в проекте "24" должен участвовать. Дилетантизм, если хотите, - общая характеристика современного искусства.

Екатерина Васенина. ПРЕКРАСНЫЙ ДИЛЕТАНТ, ОН ЖЕ КОНКРЕТНЫЙ ЛЮБИТЕЛЬ. Независимая газета. 30 АВГУСТА 2001


Лучшая выставка Дома фотографии - "Храм-город" Валерия Сировского, продолжающего проект архитектурной фотографии "24" Юрия Аввакумова. Очень точная и качественная работа начинающего фотографа.

Михаил Боде. DIARY-22. Русский журнал. 5 сентября 2001


Материалом экспозиции стали работы Валерия Сировского, чей 50-метровый свиток китайской бумаги с рисунками береговой линии реки Брента стал недавно одним из "форс-мажорных" экспонатов на Форуме художественных инициатив "Искусство туризма" в Новом Манеже. Непрофессиональный фотограф, поздно взявший в руки камеру, Сировский считает, что достиг того возраста, когда опыт уже не позволит "смаковать мелкую формальную находку", а граница между формой и содержанием "навсегда исчезает", и потому вплотную занялся фотографией. Сюжетом выставки на Остоженке стали росписи храма Покрова Богоматери (Василия Блаженного) на Красной площади, не раз воспроизводившиеся фотографами-профессионалами.

Храм с 11 престолами, объединивший 9 церквей на одной платформе, в облике которого сказались идеи небесного града Иерусалима, за свою долгую жизнь претерпел целый ряд трансформаций. Эмблема державного эпоса, храм ассоциировался уже не с небесным, а с историческим древним градом - Москвой и государством.

Раскрытые и воссозданные реставраторами полихромные росписи сводов, обходных галерей и внутренних переходов XVII века, а также "травчатые орнаменты" XVIII века стали предметом "археологического" изучения слоистой структуры храма-лабиринта, в котором исследователи до сих пор находят все новые источники для размышлений.

24 фотографии Сировского крупным планом запечатлели росписи перспективного портала, оконных наличников, дверных откосов, стен и сводов галерей. Точнее было бы интерпретировать материал выставки как "Храм - Сад", отражающий образ чертогов Эдема. Византийская роза и виноградная лоза, кобальтовые, пурпурные и охристые сказочные завитки, показанные вне масштаба и кульминационных акцентов, похожи на фрагменты заставок в древних Библиях. Способ подачи, нейтрализующий особенности подлинника как объекта архитектуры, в котором живопись располагается сообразно логике членения пространства, сродни приемам полиграфической продукции, например, календарей, воспроизводящих фрагменты фресковой живописи. В снимках угадываются непреднамеренные реминисценции с продукцией крупнейшей - и одной из самых ранних - фотографической фирмы братьев Алинари, итальянцев, чьи виртуозные фототипии не уступали подлинным объектам насыщенностью цвета и идеально воспроизведенной текстурой. По всей вероятности, точное воссоздание цвета, потертостей и шероховатостей древних стен также входило в задачу Сировского. Обрамленные в деревянный багет и белое паспарту, работы корреспондировали с кирпичной незакрытой кладкой арок и беленой поверхностью стен выставочного зала, стилизованного под историческое пространство.

Собор Василия Блаженного должен подвергнуться реставрации и (шутка ли?) будет покрыт краской фирмы Тиккурила. Евроремонт уже не новость для памятников столицы. Кирпичные стены Богоявленского собора на Никольской, покрашенные в красный цвет, несколько напоминают гипсокартон. Впрочем, на фотографиях пористая текстура смогла бы восполнить утраченную фактуру архитектурных памятников.

Росписи, сплошным ковровым орнаментом покрывающие части внутреннего пространства Покровского собора, были, что называется, "инсталлированы" Сировским наподобие концептуальных объектов с монотонным условным дроблением формы на фрагменты. Выставка отражает характерный этап включения истории в обиход современного творчества, предполагающего новую интерпретацию национальных святынь. Зрителю осталось лишь судить, насколько современные фотографы "быша примудр и удобни таковому чюдному делу".

Ирина Стогова. ХРАМ ДЛЯ БЕЛОГО ПАСПАРТУ. Культура №34. 6 - 12 сентября 2001 г. 2001


Храм воздвигли в 1561 году на народные деньги в честь взятия Казани. Авторство Бармы и Постника сейчас подвергается сомнению, но главное - храм - остается. Необычный, красного кирпича, небеленый, с девятью разноцветными луковками глав. Огромный снаружи и крошечный внутри. Найти человека, который не знал бы, как выглядит Василий Блаженный, крайне сложно: один из символов России, он красуется на обложках путеводителей, коробках конфет, календарях и многочисленных открытках. Сировский, лингвист, переводчик с английского и итальянского, увлекающийся жизнью, снял его частями. Очень маленькими. Архитектурными фрагментами. И получился храм-вселенная как ряд крупных планов: часть стены с фреской и осыпавшаяся штукатурка; балясина и угол; перила одной из многочисленных внутренних лестниц. Обычно Василий Блаженный изнутри темен и страшен. Мало пространства, мало света и много темных углов. У Сировского блаженный светел и прозрачен. Вот и думай, что тому причиной: Взгляд художника, особенности печати, игра света или необъяснимая особенность святого места?

Наталья Филатова. БЛАЖЕННОГО ПРЕПАРИРОВАЛИ. Итоги No. 35 (273). 10 сентября 2001


(Выставка)

16/24: Семен Файбисович - мои ОКНА

17/24: Ричард Пэйр - Русский Конструктивизм: Провинция

18/24: Евгений Нестеров - ФАБРИКА

19/24: Владислав Ефимов - По Ленинским Местам

20/24: Катя Голицына - переУЛОК

21/24: Владимир Куприянов - ОПИСИ

22/24: Денис Летбеттер - МОСКВА/2

23/24: В. Нилин - М Ж

24/24: Карл де Кейзер - ЗОНА

25/24: Марина Цурцумия - СВОД

26/24: Сергей Чиликов - отЛИЧия

27/24: Наталия Жерновская - АКАДЕМИЯ

28/24: Алексей Шульгин - МОНТАЖ

29/24: Андраш Фэкетэ - Адресные Планы

30/24: Владимир Антощенков - КЛАДКА

31/24: Академия Архитектуры - МАРХИ

32/24: Игорь Чепиков - Город Курорт

33/24: Алексей Народицкий - МАРЬино

34/24: Игорь Лебедев - СПБарокко

35/24: Александр Бродский - неПроявленное

36/24: Александр Джикия - Верхняя Точка