00/24: Интервью

01/24: Юр. Аввакумов - РаЗНое

02/24: Илья Уткин - меланхолия

03/24: Игорь Пальмин - Русский модерн: поДРОБНОСТИ

04/24: Юрий Пальмин - ЧертаНово

05/24: Борис Томбак - Б. ИЛЛЮЗИЯ

06/24: Александр Ермолаев - ФРАГМЕНТы 58/00

07/24: Сергей Леонтьев - БАШНЯ

08/24: Игорь Мухин - МОСКВА light

09/24: Валерий Орлов - ЗакрытыйГород

10/24: Олег Смирнов - Город_Герой

11/24: Михаил Розанов - ЭСТАКАДА

12/24: Анатолий Ерин - д. ГЛАЗОВО

13/24: Дмитрий Конрадт - проЛЕТы и проЕМы

14/24: Александр Слюсарев - поСЛЕДСТВИЯ

15/24: Валерий Сировский - Храм_Город

16/24: Семен Файбисович - мои ОКНА

17/24: Ричард Пэйр - Русский Конструктивизм: Провинция

18/24: Евгений Нестеров - ФАБРИКА

19/24: Владислав Ефимов - По Ленинским Местам

20/24: Катя Голицына - переУЛОК

21/24: Владимир Куприянов - ОПИСИ

22/24: Денис Летбеттер - МОСКВА/2

23/24: В. Нилин - М Ж

24/24: Карл де Кейзер - ЗОНА

25/24: Марина Цурцумия - СВОД

26/24: Сергей Чиликов - отЛИЧия

27/24: Наталия Жерновская - АКАДЕМИЯ

28/24: Алексей Шульгин - МОНТАЖ

Фотография умерла. Алексею Шульгину, напротив, тогда еще не исполнилось и двадцати пяти. Шульгин снимал помногу и по возможности участвовал в выставках, когда этот факт - что фотография умерла - враз поставил крест на его карьере. То, что фотография умерла, может, только для него одного, - это не могло остановить принципиального Шульгина. Все, что можно было снять, уже снято, лично Шульгину это было ясно. Снимать второго Картье- Брессона - неинтересно. Фотохудожником он быть отказался (и слово "фотохудожник" берет с тех пор в кавычки). Примерно год ничего не делал - думал. Ходил в институт Гипронефтеспецмонтаж, где работал фотографом. Там, перебирая архив, и нашел "Чужие фотографии".

В течение следующих пятнадцати лет "Чужие фотографии" Алексея Шульгина прокатились от фотоклуба в Ухте до музея современного искусства в Балтиморе; Шульгин успел побывать концептуалистом, наскучить концептуализмом, стать пионером российского net art`а. Вариант его первого концептуального проекта, что появится в серии архитектурной фотографии "24", - сокращенный. Согласно условиям серии - только двадцать четыре снимка. Так, чтобы освежить в памяти.

Вообще негативов было около шестидесяти. Наткнувшись на первый, Шульгин просмотрел тысячи пленок, но выбор остановил только на этих. Почирканная поверхность негативов напоминала густотой царапин офорт, но потом оказалось, что при печати это дает замечательный эффект. Негативы были сделаны неизвестно кем - очевидно, в служебных целях - и были фактически ничьими. Можно было ручаться, что ни до ни после никто из их анонимных авторов не сделал ничего особенного. Но Шульгин также готов был ручаться, что найденные им негативы - шедевры. Что их взяли бы в любые фотографические альбомы. И лучшие авторы, от Картье-Брессона до личного шульгинского фотоавторитета, Сан Саныча Слюсарева, не побрезговали бы иметь такие в своем портфолио. Но самое главное, они были ничьими. Перед их авторами не стоял вопрос самовыражения. Мысль, пришедшая в этот момент Шульгину, как он понял потом, была самая постмодернисткая: Шульгин понял, что он не нужен, но не ощутил желания настаивать.

Константин Агунович - АЛЕКСЕЙ ШУЛЬГИН, Афиша 1 сентября 2002


В среду художник и "кибер-музыкант" Алексей Шульгин открывает выставку "Монтаж" из серии "Чужие фотографии" в Московском доме фотографии. Фотохудожник в юности, один из первых представителей русского net art, лидер миди-дуэта "386dx" ( где его напарником выступает старенький компьютер с процессором указанной модификации), он отрицает любые попытки как-то себя классифицировать в творчески-профессиональном смысле, а также свое и чужое авторство над выставляемыми работами. В разговоре с корреспондентом "Известий" Алексеем КРИЖЕВСКИМ горько сожалея об утраченном золотом веке фотографического, музыкального и сетевого искусства, Шульгин решительно их хоронит. - Почему "Чужие фотографии"? - В молодости я профессионально занимался фотографией. В какой-то момент я осознал, что наступил настоящий кризис жанра: все, что могло быть сфотографировано, уже снято во всех вариантах, все характеры и ситуации уже отработаны. Я тогда еще не владел никакой научной базой по этой теме, был не знаком с трудами Барта и Бодрийяра, из которых я получил теоретическое обоснование своим взглядам. Меня распирал творческий зуд, разбивавшийся о полную невозможность его реализовать. Я пошел работать фотографом в проектный нефтегазовый институт и получил доступ к фотоархиву этого учреждения. Множество моих предшественников ездили по стройкам коммунизма и фиксировали на пленку происходившие там процессы. Я взглянул на эти снимки и обомлел - с точки зрения художественной фотографии это были замечательные работы, сделанные для технических целей, безо всякой мысли об искусстве. Со временем я нашел в этом архиве целые залежи таких негативов. Мне пришла в голову идея серии, в которой я присваиваю себе авторство анонимных фотографий. Таким образом, я мог еще раз состояться как фотохудожник (ни разу не щелкнувший затвором) уже после виденной мной смерти фотоискусства. Хотелось вставить эти снимки в художественный контекст - участвовать в выставках, вывозить их в иностранные галереи... Когда наконец серия нашла свое признание, я окончательно понял, что фотография - не авторское искусство. В мире существует огромное количество фотокамер, и шедевры возникают непроизвольно, просто благодаря случайному направлению объектива в ту или иную сторону. Из-за окружающей нас визуальной перегрузки роль фотографа поменялась: из сочиняющего художника человек с камерой превращается в информационный фильтр, становится редактором реальности, вот и моя работа получилась чисто редакторская. Художнику больше не место на пьедестале, к сожалению или к счастью. - Возникает ощущение, что фотоискусство для вас - лишь частный способ деятельности вообще, такой же, как нет-арт, музыка и web-дизайн. - Необходимость самоидентификации, в том числе профессиональной - это следствие требования социализоваться, навязанного общественной системой. Когда человек наедине с самим собой, потребности определять себя каким-либо словом у него не возникает. Эта серия подвела жирную черту под моими занятиями фотографией: мне интересно посмотреть, как работают некоторые коллеги, но вместе с тем я осознаю, что золотой век фотографии кончился, и все созданные тогда институты (галереи, фестивали, кураторы) существуют скорее по инерции, чем по требованию актуальности момента. Сейчас фотографии как искусства не существует: остались только любительская фотография, с одной стороны, и коммерческо-прикладное фотоискусство - с другой, а между ними - пустота. Я прекрасно отношусь и к тому, и к другому, но рекламное, журнальное и газетное фото идеологично, его задача - промыть мозги.

Алексей Крижевский - АЛЕКСЕЙ ШУЛЬГИН: ХУДОЖНИКУ НЕ МЕСТО НА ПЬЕДЕСТАЛЕ, Известия 24 сентября 2002


Впервые этот проект был представлен еще в 87-м под названием «Чужие фотографии». Сегодня  - это напоминание, узнавание. Тогда фотографий было более 60-ти, сегодня 24. Но и тогда, и сейчас – это искусство, безусловное искусство, искусство, которое буквально валялось под ногами, и которое сумел найти и понять Алексей Шульгин.

Безымянные шедевры… Фотографии, созданные людьми, чьи имена мы никогда не узнаем. Это отчеты о возведении неких технических сооружений. Казалось бы всего на всего командировка от головного учреждения, никаких художественных задач, никаких глянцевых обложек, никаких красот. И все- таки настоящая красота, настоящая глубина и что-то, что делает эти работы актом искусства, стирая собственно временную атрибутику. Глядя на эти странные инопланетные ландшафты, трубы, людей в касках можно предположить, что это снято и вчера, и сегодня и даже завтра.

Эти фотошедевры Алексей Шульгин обнаружил в архиве Гипронефтеспецмонтажа. Собственно говоря, этот архив и стал одной из причин, по которой Шульгин пришел работать в контору фотографом.

«С моей стороны это была попытка разобраться в феномене, могут ли фотографии сделанные никем, то есть людьми без  идеи об искусстве, являться произведениями искусства», - сказал автор проекта Алексей Шульгин.

И еще один парадокс от Алексея Шульгина: новые фотографии не нужны,… ведь есть огромное количество старых, еще не освоенных, но современных. Парадокс, доказательство которому эта выставка.

ИСКУССТВО, КОТОРОЕ ВАЛЯЛОСЬ ПОД НОГАМИ. Телеканал Культура, 25 сентября 2002 г.


(Выставка)

29/24: Андраш Фэкетэ - Адресные Планы

30/24: Владимир Антощенков - КЛАДКА

31/24: Академия Архитектуры - МАРХИ

32/24: Игорь Чепиков - Город Курорт

33/24: Алексей Народицкий - МАРЬино

34/24: Игорь Лебедев - СПБарокко

35/24: Александр Бродский - неПроявленное

36/24: Александр Джикия - Верхняя Точка