00/24: Interview

01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS

02/24: Ilya Utkin - melancholy

03/24: Igor Palmin - in PARTS

04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo

05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION

Нынешняя выставка представляет 24 фотографии Бориса Томбака из серии "ВДНХ". ВДНХ - наиболее законченное воплощение сталинского большого стиля. Сейчас это место, уже лишенное мощной идеологической нагрузки, можно рассматривать как заповедник советской истории, памятник великой утопии.

Грандиозное архитектурное сооружение, как и вся мощь советской империи вообще, было возведено на обломках миллионов уничтоженных жизней. Показная роскошь и изобилие прикрывали реальную нищету и убожество советской жизни. В некотором роде это место - метафора мифа о рае на земле. Именно так трактует тему сам Томбак. Вместо привычных жизнеутверждающих колхозниц со снопами мы видим нагромождение мрачных, безжизненных зданий. Его фотографии лишены нейтральности, того качества, которое требуют от архитектурной фотографии архитекторы и дизайнерские журналы.

С художественной точки зрения ВДНХ как воплощение сталинской архитектуры тоже дает повод для размышлений: классические каноны архитектуры нарушены, масштабы искажены - чистая гармония изначальных образцов классицизма здесь отсутствует. Помпезность, тяжеловесность, перегруженность, подавляющая мощь - вот черты советского имперского стиля.

В нынешнем, обиходном варианте, ВДНХ превратилась в подобие огромного оптового рынка. Оживленная торговля на фоне обветшалой советской патетики выглядит довольно нелепо. Томбак намеренно изгнал из своих работ приметы современной жизни. Его ВДНХ мрачна и пустынна. Зловещая красота необитаемого пространства.

Мария Михайлова. АРХИТЕКТУРА SOVETICUS. Вести.ru. 25 октября 2000


Вообще вся сталинская архитектура – большая иллюзия. А ВДНХ – одно из совершенных ее воплощений. На северо-востоке Москвы построили сказочную страну. Где все было не только в изобилии, но даже в избытке: самые жирные хряки, самые плодовитые несушки, самые быстрые жеребцы, самые вкусные яблоки, лучшее мороженое, молочные реки и кисельные берега.

Эти сооружения – беседки в мавританском стиле, греческие портики, ассирийские фронтоны, итальянские палаццо — меняют вокруг себя климат со среднерусского на средиземноморский. В орнаментах и декоре — бурное торжество плодородия.

Борис Томбак воспроизводит изначальную красоту, ВДНХ как чистую и прекрасную утопию, которой в действительности никогда и не было, даже в самый расцвет советской империи. Даже когда великолепные фасады не оскверняли названия буржуйских корпораций, когда идеально ровные дорожки не пылили летом и не тонули в слякоти зимой, когда газоны покрывала такая идеальная травка, что прилечь на ней казалось святотатством. Тогда это было и не ВДНХ вовсе, а ВСНХ. Тогда в определенный час воодушевленные посетители сбегались к ипподрому поглазеть на племенных жеребцов или спешили в хлев, сверкающий как цэковская столовая, полюбоваться на главную свиноматку страны.

Только в кино было то ВДНХ, которое показывает публике Борис Томбак, знаменитый фотограф архитектуры, наипервейший специалист по большому стилю. Особенно важно, что Томбак не играет в постмодернистские игры, поскольку он сам в каком-то смысле – часть советской мифологии. Не один десяток лет он работал для Союза архитекторов и оформлял помпезные официозные выставки. Но это официоз высочайшего класса.

Выставка достижений, которую Томбак снимал 13 лет, даже и не пытается прикинуться реальностью. Фотографии подчеркнуто условны, с декоративными затемнениями, ретушью и эффектными дымками. Солнце сияет, как десять тысяч «Юпитеров», блики купаются в фонтанах, превращая их в россыпи хрусталя. Это прекрасный мираж, грандиозные декорации, которые только и ждут, когда же войдет артистка Орлова в белом платье.

Вася Баг. СОН О ВДНХ. Газета.ru. 26 октября 2000


Автор последней выставки проекта Борис Томбак - вдохновенный поэт и главный мистик отечественной архитектурной фотографии. Что бы он ни снимал, все выглядит у него трепетно и таинственно. Даже здания, спроектированные советскими архитектурными начальниками. Съемке сталинской архитектуры Томбак посвятил тринадцать лет жизни. На выставке показал ВДНХ. Грубая архитектура кичевого советского классицизма выглядит у него бестелесным таинственным видением. Как это получается - непонятно, просто чистое фотографическое волшебство.

Ольга Кабанова. КЛАССИКИ, МИНИМАЛИСТЫ И ИЛЛЮЗИОНИСТЫ. Известия, 26 октября 2000


Фотография остается едва ли не последним из визуальных искусств, которому присущ реалистический пафос: она все же представляет то, что есть. Поэтика Томбака прямо противоположна: он показывает, чего нету. Советская архитектура всегда представлялась ему столь удручающей, что о ее реалистичном показе не могло быть и речи. <...> Понятно, что это таинственный сон об СССР, где в кромешной тьме лучи света выхватывают странные предметы культа великих мечтальщиков. Но этого мало. Фантастический свет создает отчетливое ощущение, что ВДНХ утонула: перед нами подводная съемка древнего святилища наподобие малоазийских. В таких съемках свет всегда локален, а "небо" темное, потому что там - толща воды. Подводная тема подчеркивается и тем, что основным предметом съемки в серии является фонтан "Дружба народов". Республики б. СССР (в фонтане их символизируют девушки) даются сквозь струи воды и растворяются в переливающихся черно- белых брызгах, теряя определенность контура, но сохраняя пластические достоинства мокрой женственности - бедро, грудь, живот. <...>

Григорий Ревзин. ПАВИЛЬОН СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВОВОДСТВО. Коммерсант, 28 октября 2000


Новая выставка Б.Томбака называется "Б. Иллюзия". Посвящена она ВДНХ, на съемки которой фотограф потратил тринадцать лет. За этот столь долгий период Б.Томбаку в диалоге с выставочной архитектурой удалось отреставрировать самое главное - утраченную точку зрения. Сегодня на сталинское барокко ВДНХ мы смотрим убогим взглядом приживалов - суетливых посетителей гигантского оптового рынка. Нас раздражают аляповатые колосья, пальмовидные колонны, бычьи статуи, майоликовые рельефы. Мы чужие на этом празднике жизни. Нам тоскливо и неуютно. Преодолеть чувство собственной маргинальности, увидеть былую ВСХВ глазами героев фильма "Свинарка и пастух" помогает особая режиссура пространства, превращение его в киномонтаж. Монтаж уничтожает дискретность восприятия. Идеально найденный ритм, точная световая режиссура преобразуют серию Б.Томбака в видеоряд колоссальной киноэпопеи. Каждый ракурс щедро, как рог изобилия, извергает на зрителя каскад подвижных, полнокровных форм. Не случайно излюбленным сюжетом фотографий Б.Томбака является фонтан - символ неукротимой витальной энергии. В его сверкающих струях любой одолженный у детской песочницы грибок, цветок иль мотылек достоин резца Бернини.

Кинематограф способен иллюзию сделать жизнью, а жизнь - иллюзией. О великой утопии идеального города Страны Советов - ВДНХ - снимает свой фильм фотограф Борис Томбак.

Сергей Хачатуров., АНТИРУИНА. Культура №42, 02-15 ноября 2000


Томбак окончил ВГИК, и все его фотографии - это прекрасно срежиссированные архитектурные спектакли. Архитектура для него лишь глина, фактура, из которой он извлекает собственные переживания, вкладывая в них иные значения. Вот почему павильон "Животноводство" оказывается вдруг мощным, тяжеловесным дворцом Саргона II в Дур-Шаррукине, с пятиногими хранителями-шеду у входа. А "Космос" превращается в непостроенный "Большой зал" нацистского Иофана Альберта Шпеера. Аллюзии не только тоталитарные - колоннады, снятые Томбаком, совершенны настолько, что забываешь об упрощенном убожестве "сталинских" капителей. Рабочие в романтическом порыве стремятся в пропасть - светлое будущее, а фигуры фонтана "Дружбы народов", снятые сквозь струи водопадов, напротив, напоминают нимф, чье существование призрачно, как и золото их кожи. Оргия воображения, оживившая руины несостоявшейся утопии, - вот что такое "Б. иллюзия" (В названии - игра слов: "Б." - Бывшая, Большая, Бездарная, Безмятежная или просто - Борисова?).

Это попытка посмотреть на архитектурное чудо Большого стиля глазами человека, способного различить гармонию там, где ее отвыкли видеть. Фотографа, к гармонии стремящегося, но тем не менее абсолютно лишенного ностальгических чувств к 30-50-м годам, их романтизации и поэтизации. На месте ВДНХ мог бы быть и Рим, разрушенный варварами, и Константинополь после ухода крестоносцев - здания и стены, потерявшие обитателей. Освободившиеся от своего мирского значения и назначения, никому еще не нужные, чистые формы, с кристальной честностью раскрывающие перед ошалевшим фотографом свои объемы и перспективы. Предсмертное архитектурное просветление - идеальный, но хрупкий материал - разрушающийся, разрушенный, забытый. Материал, бывший иллюзией.

Надежда Максимова.ЗЛАТОКОЖИЕ НИМФЫ ВДНХ. Время МН, 2 ноября № 186 (573), 2000


Первое время кажется, что главная иллюзия состоит в том, что очередная серия архитектурной фотографии в Музее имени Щусева этой самой архитектурной фотографией не является, если только не называть "архитектурным" любое фото, где в кадр попала стена или колонна. Фотографии ВДНХ, которые Борис Томбак снимал на протяжении тринадцати лет, не об архитектуре, какая архитектура может быть у потемкинской деревни? Серия Томбака, специалиста по сталинской архитектуре, посвящена другому искусству, важнейшему для той эпохи, искусству кино. Для которого архитектура не более чем декорация. Декорацией, собственно, и служил архитектурный парадиз ВДНХ, на фоне которого племенные свинарки спаривались бы с племенными пастухами, чтобы произвести племенных сверхчеловеков. Сейчас, побежденная ларьками, выставка достижений окончательно перешла в разряд небесных империй, так что не осталось даже названия, но когда-то все было именно так, а точнее, должно было производить такое впечатление. Фотограф только поддакивает желанию клиента. Фотографии, сделанные на натуре, Томбак стилизует под павильонную съемку, и каждый снимок как пустой кадр перед появлением на экране героев. Предвкушение идиллии. Зачин гимна. Музыка Александрова, слова Михалкова и Эль-Регистана. Но момент ожидания затягивается, в кадре как никого не было, так и нет, и появляется ощущение, будто у фокусника не удался фокус, не удался еще раз и еще раз. Должны были потечь реки с кисельными берегами, рассыпаться рога изобилия и процвести жезлы, но вакханалия разваливается на первых тактах, многообещающие и непрестанно пафосные жесты каменных фигур кажутся уже надоедливыми, а все попытки неорганики изобразить жизненную силу смешными. Нерасшифрованная "Б" в названии означает, скорее всего, "Большая", но может быть, и "Бывшая" а может быть, и вовсе что-то ругательное.

Константин Агунович. Б. ИЛЛЮЗИЯ. Афиша, 15 - 26 ноября 2000


В июле стартовал проект 24 , посвященный архитектурной фотографии и имеющий особое значение благодаря представлению архитектурной фотографии в рамках музея архитектуры. Среди целей проекта знакомство с именами, определяющими ландшафт современной российской фотографии, а также пополнение богатой фотографической коллекции Музея архитектуры новыми экспонатами. Юрий Аввакумов архитектор и дизайнер, работающий с фотографией последние пять лет. Как художник и куратор современного искусства он стал известен после создания проекта Бумажная архитектура , представлявшего Россию на одном из Архитектурных биеннале в Венеции. Последняя работа Аввакумова - 24 - это двадцать четыре персональных выставки общей продолжительностью двадцать четыре месяца, представляющие по двадцать четыре фотографии одного автора в одном и том же зале парадной анфилады Музея архитектуры, расположенного во дворце XVIII века. Две работы каждого автора остаются в собрании музея, давая начало новому выставочному проекту, резюмирующему 24 .

Арифметическая жесткость проекта превращается в пластику выставки-произведения только благодаря точности концепции и тонкости работ каждого отдельного автора. Наиболее удачной из прошедших в рамках проекта 24 можно назвать экспозицию Бориса Томбака ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства), посвященную одному из шедевров сталинского классицизма, вместившего, задолго до постмодернизма, стили и декор разных времен и народов. Созерцание острых ракурсов фотографий задает исключительно фотографическую тему размышлений о природе и возможностях света, а сами снимки дают максимум информации о каждом архитектурном фрагменте и об облике ВДНХ в целом.

Ирина Чмырева. (журнал) ИМАГО. #11, 2000 (Братислава, Словакия) (в разделе "Фотографические события в России). июль - декабрь 2000


(exhibition)

06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/00

07/24: Sergey Leontiev - the TOWER

08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light

09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity

10/24: Oleg Smirnov - Hero_City

11/24: Michael Rozanov - FLYOVER

12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO

13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls

14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES

15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City

16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWS

17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province

18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY

19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path

20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET

21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES

22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/2

23/24: V. Nilin - W C

24/24: Carl de Keyzer - ZONA

25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT

26/24: Sergei Chilikov - difFERences

27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY

28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE

29/24: Andras Fekete - Establishing Shots

30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY

31/24: Academy of Architecture - MARKhI

32/24: Igor Chepikov - Resort City

33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino

34/24: Igor Lebedev - SPBaroque

35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped

36/24: Alexander Djikia - Upper Point