00/24: Interview

01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS

02/24: Ilya Utkin - melancholy

03/24: Igor Palmin - in PARTS

04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo

05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION

06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/00

07/24: Sergey Leontiev - the TOWER

08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light

09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity

10/24: Oleg Smirnov - Hero_City

11/24: Michael Rozanov - FLYOVER

12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO

13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls

14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES

15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City

16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWS

17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province

18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY

19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path

20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET

21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES

22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/2

23/24: V. Nilin - W C

Прочитав заголовок, вы можете решить, что я приглашаю вас полюбоваться каким-то очень неприличным заведением. О коем вообще-то не принято распространяться в обществе. Ан нет - это место очень даже необходимое, в идеале удовлетворяющее не только физиологическую потребность, но и эстетическое чувство. Более того - это место показательное. Так сказать, по части уровня цивилизации. Ведь недаром же один римский император учил сына зарабатывать деньги на цивилизованых уборных, в которых, дескать, даже деньги ничем не пахнут.

А уж теперь, в XXI веке, это показательное место и вовсе не стыдно показать лицом. Точнее, если уж честно, толчком. Ибо если архитектор все силы ума и таланта кладет на обустройство, пардон, сортира в фешенебельном модном заведении, то хочется его, то есть сортир, продемонстрировать и тем снобам, которые полагают ниже своего достоинства посещать тусовочные места и ходят только в музеи. Например, в Дом фотографии.

Но тут-то они не открутятся, так как именно здесь их подстерегает выставка "МЖ/WC" Викентия Нилина - двадцать третья выставка проекта архитектурной фотографии Юрия Аввакумова "24". Двадцать четыре фоторепортажа из московских архитектурных туалетов.

Есть тут туалеты всякие. Кислотные, этнические, классические, конструктивистские, футуристические. С портретом бога Вишну и произведением знаменитой фотографессы. С эйсидно-желтой подсветкой и романтичными висячими лампами. С толчками и писсуарами бирюзовыми, стеклянными и оловянными. Из Клуба О.Г.И. и XL-галереи.

Помимо закономерного уважения к мастерству фотографа, изящно снявшего уборные анфас, в профиль и наискосок, вас волей-неволей охватит легкая белая зависть к завсегдатаям этих архитектурных шедевров, постоянно черпающих… нет, лучше испытывающих в них подлинное наслаждение ценителей. И паче того - зависть к самим себе, ведь чуть ли не половина современного мира вообще лишена возможности пользоваться благами канализации.

А если серьезно, то даже без пафосных слов о качестве жизни ясно, что туалет - это логическое завершение архитектурной концепции любого жилого или общественного помещения. Без достойного оформления "нужного чулана" ни один проектный шедевр не будет смотреться достойным своего замысла. Ведь хозяин или посетитель упомянутого жилого или общественного помещения, подобно фотографу Нилину, рано или поздно волей-неволей заглядывает за дверь с надписью "МЖ/WC/00" - хотя бы даже из праздного любопытства. И оценивает содержимое… нет, лучше внутреннее убранство его по достоинству.

Вероника Гудкова - ОТХОЖЕЕ МЕСТО КАК АПОГЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, Независимая Газета, 25 апреля 2002


Цикл выставок современной архитектурной фотографии "24", курируемый Юрием Аввакумовым, подходит к концу. Осталось немного. Осталось надеяться, что остатки - сладки. И что сортиры, сфотографированные ВИКЕНТИЕМ НИЛИНЫМ, очередным автором из числа "24", в разных точках Москвы - кафе, клубах, галереях и т.п., - не испортят нам общего впечатления. Вроде бы не должны. Во-первых, сама тема, по словам Ю.Аввакумова, "напрашивалась". Во-вторых, Нилин, фотограф и поэт, - человек романтический. Интересуется повседневной жизнью (если обобщить его предыдущее фототворчество) и, наверное, знает толк в красоте мира и обыденных вещей, вроде унитаза. С другой стороны, люди романтические (и В.Нилин в том числе) часто склонны к цинизму - взять хотя бы Ричарда Аведона, который Нилина, увидев раз, прямо-таки превозносил. Цинизм у людей романтических - нечто вроде аллергии. Подхватил - потом вылазит в самый неподходящий момент. Человек сторонний не разберет, где здесь временные прыщи, а где постоянные бородавки, и сочтет Нилина просто циником, выдавшим, подобно Дюшану, унитазы за искусство, повседневную жизнь - просто грязью, а выставку - подобием автобиографии, представленной с одной, определенной точки зрения. Ходил человек по клубам и галереям, заходил в WC - ничего особенного. Со всяким бывает. Подумает так человек сторонний - и промажет. Потому что Нилин прежде всего все-таки романтик. А цинизма в его унитазах, сфотографированных так, словно нет на свете вещи потаенней и загадочней, а главное, желанней - словно это не писсуар, а святой Грааль какой-то, установленный в точку перспективы, так что взгляд устремляется туда сам, - цинизма у Викентия Нилина не больше, чем во взгляде завсегдатая кафе, который, открывая заветную дверь, видит только одно. И ничего больше.

Константин Агунович - МЖ/WC, Афиша 1 мая 2002


Еще одна выставка проекта «24», посвященного архитектурной фотографии. Самая неожиданная из всех двадцати двух, открывшихся до нее. «Актуальный» художник Викентий Нилин снимает такую немаловажную деталь всякого интерьера, как туалет. Конкретнее — туалеты модных московских клубов, произведения продвинутых архитекторов и дизайнеров. Уборная — вроде бы ерунда, но в клубе и она должна работать на общий имидж заведения, созданный волей архитектора. Обнаружить эту волю, противящуюся воле фотографа (у него, обязанного каждый раз компоновать кадр и задумываться о композиции снимка, свой взгляд на вещи), и вызвался Нилин. Результаты авторской конкуренции с раковинами, унитазами и кафельными плитками представлены на суд зрителей.

Александр Панов - МЖ. Еженедельный Журнал №17, 02 мая 2002


На карте - общественный туалет типа "сортир", обозначенный буквами "эм" и "жо".

роект архитектурной фотографии "24", стартовавший два года назад, подходит к концу. Серия Викентия Нилина "МЖ" - предпоследняя. И, поскольку программа "24" оказалась одним из самых заметных событий, уже сейчас охватывает легкое чувство ностальгии - отсутствие в московском пейзаже проекта, курирумого Юрием Аввакумовым, будет ощутимым ударом для любителей прекрасного. Пока не поздно, надо отправляться в Московский дом фотографии и смотреть - в данный момент на унитазы.

24 кадра: отхожие места в московских клубах, ресторанах и кафе. Ничего личного, только общественное: плитка, зеркальные стены, крашеные двери, унитазы и писсуары всех мыслимых форм и расцветок. И автор, и куратор не прочь ввести тему в контекст культурологии. Юрий Аввакумов пишет о фобиях, связанных с отправлением естественных потребностей: "В чистом поле страшно, что увидят; на улице - что арестуют, в хлеву - что забодают; в деревенской ретираде - это ужас выгребной ямы, в американском туалете - водоворот смываемой воды, в поезде - эпилептическое мелькание шпал, в самолете - свист всасываемого воздуха, на корабле - пропасть морской бездны, в тюрьме - понятно, само слово параша". Викентий Нилин менее брутален, его интересуют сложные взаимоотношения архитектуры и фотографа, ее снимающего. А то, что в объектив попали именно сортиры, - обстоятельство вроде бы постороннее.

И тем не менее - две дюжины гальюнов, снятых в модных местах, вполне могли бы быть опубликованы в каком-нибудь гламурном издании, не чурающемся проблемы стиля и остроты подачи. Потому что, с одной стороны, дизайн, а с другой - просто нужник, который, если и может стать предметом обсуждения, то только в случае выдающегося дизайна. Которого в серии Нилина не так много: все 24 сортира от Нилина можно рассматривать с точки зрения того, в какой степени сила архитектурной мысли победила функциональную заданность помещения. В отдельных случаях можно говорить о полной и безоговорочной победе - например, посетить сортир с прозрачной стеной, даже если знаешь, что с другой стороны она непроницаема для взгляда, можно только по крайней необходимости.

Несмотря на наличие отдельных достижений, реестр стильных отхожих мест демонстрирует ограниченный набор архитектурных решений - хай-тэк, строгая классика, восточная тема (вычурный розовый писсуар нелеп и потому вполне парадоксален - неплохое место для применения парадоксального мышления), минимализм, кислотно-молодежное направление. Фотографии разнятся в цветовых решениях и ракурсе, а так - ничего неожиданного, кроме того, что в центре объектива почти всегда оказывается унитаз. Гордо возвышающийся этаким победоносным завершением архитектуры

Мария Михайлова - УНИТАЗЫ В ФОКУСЕ. Вести.Ru 13 мая 2002


В столичном Доме фотографии открылась любопытная выставка под названием "МЖ/WC". На ней представлены фотографии Викентия НИЛИНА с запечатленными на них отхожими местами некоторых столичных клубов.

Тут тебе и стильные голубые писсуары в клубе "Пирамида", и незнамо что символизирующая гигантская вилка в сортире заведения под названием "Антонио", и громадная туалетная кабинка в "Галерее XL", где хоть в футбол играй… У входа в зал на специальном стенде указаны имена творцов этих чудес сантехники, причем среди них встречаются известные кинематографические фамилии - Чухрай, Адабашьян, Митта… Отпрыски знаменитостей потрудились на славу, спроектировав настоящие шедевры. К сожалению, вряд ли они просуществуют долго: по статистике средняя жизнь московского клуба составляет всего 10 лет.

Кстати

Пожалуй, единственный "говорящий" туалет в Москве находится в клубе "Стоiка". При спускании воды раздается бодрый мужской голос: "Это было превосходно, превосходно, превосходно…"

Максим Самохин - 24 МОСКОВСКИХ СОРТИРА. Экспресс газета 29 Мая 2002


(exhibition)

24/24: Carl de Keyzer - ZONA

25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT

26/24: Sergei Chilikov - difFERences

27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY

28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE

29/24: Andras Fekete - Establishing Shots

30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY

31/24: Academy of Architecture - MARKhI

32/24: Igor Chepikov - Resort City

33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino

34/24: Igor Lebedev - SPBaroque

35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped

36/24: Alexander Djikia - Upper Point