00/24: Interview

01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS

02/24: Ilya Utkin - melancholy

03/24: Igor Palmin - in PARTS

04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo

05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION

06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/00

07/24: Sergey Leontiev - the TOWER

08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light

09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity

10/24: Oleg Smirnov - Hero_City

11/24: Michael Rozanov - FLYOVER

12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO

Глаз посетителя "Муара" уже привык к тому, что под бдительным оком куратора Юрия Аввакумова рушатся города, ветшают символы эпох, а башни распарывают небеса. И вдруг пастораль, покой, вечность. Впрочем, тут и рушиться-то особо нечему - на всех фотографиях одна и та же старообрядческая часовня у кромки озера да три-четыре дерева вокруг.

Фотохудожник просто меняет расстояние и линзы (у Ерина любимые - "рыбий глаз" и "монокль-мениск"). Благодаря коварному Кинозеру уголок с часовней оказывается то перешейком, то мысом, то островком, а то и вовсе теряется в тумане или в снежном ковре. Плюс разное время суток: туманное утро, лунная ночь, погожий денёк. Снимает Ерин на чёрно-белую плёнку, однако пара фотографий всё-таки тонирована: трудно удержаться от соблазна насытить синим картинку ночи или придать осеннему пейзажу оттенок старой фотографии.

Жанр, в котором автор работает - пикториализм, или живописная фотография, возникшая в конце XIX века в эпоху торжества импрессионизма. Кстати, некоторые фотографии отпечатаны на бумаге, фактура которой сродни холсту. Равнодушное рамочное стекло нивелирует эти изыски, но сотрудники музея уверяют, что при первом знакомстве фотохолсты просто очаровывают.

Пикториальное пространство обладает особым качеством: воздушная перспектива сгущается в нём до почти осязаемой плотности. Кажется, из блуждания в трех соснах должна получиться скука смертная, а выходит почти цзен. Выручает кудесник-небо, способное оживить самое аскетичное построение. Лучший пример тому - "Эстакада" Розанова, предыдущая выставка проекта "24".

Граница воды и воздуха на фотографиях настолько эфемерна, что небо и облака находят в глади озера не отражение, а продолжение. Так получаются самые удивительные картины. Между тем естественная красота - как раз то, о чём частенько забывают архитекторы.

Сам Анатолий Ерин не утруждает себя затейливыми пиаровскими подводками, а честно говорит, что наснимал всю серию из окошка своего домика. Южный склон, северная сторона - всё просто. Делал потому, что нравилось, потому, что естественно, потому, что легко.

Выяснилось, кстати, что деревушка расположена недалеко от космодрома Плесецк. К досаде журналистов, жемчужина военно-космических сил фотографа совсем не занимает и в его творческих планах секретный объект не значится. А жаль. Выставка могла бы получиться на славу: улыбающихся дипломатов и атташе по культуре было бы не протолкнуться.

Итак, предложенная на прошлой выставке хайтечная эстакада, бегущая мимо умирающих городов, привела на природу. Архитектурно-фотографическая утопия подошла к концу, но столь удачный проект просто так не заглохнет. В России осталась прорва недорушенных городов, недогоревших башен и недобитых деревень.

Алексей Ударников. ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР ЖИВЕТ НА НЕБЕСАХ. Газета.Ru. 23 мая 2001


Анатолий Ерин сидит на красивом холме у деревни Глазово, что на Кенозере в Архангельской области, - и снимает холм напротив. В разное время года, в разное время суток, в полнолуние, например, или в половодье. Иногда спустится к воде или отойдет чуть вбок - но недалеко, так чтобы в объективе оставался все тот же холм и та же деревянная часовенка XVIII века, старообрядческая часовня Святого Духа. Или уедет в Москву, писать в московские журналы что-нибудь о старинной технике пикториальной фотографии, в которой он дока - один из последних док, - и назад. В деревню Глазово, где три дома, двое жителей, совсем старая бабка и мужичок, с Ериным одних лет, и сам Ерин - при них фотограф. И продолжает снимать: часовня, стога, зима, половодье, перисто-слоевые облака, купающиеся лошади. Как Моне, рисовавший один и тот же Руанский собор - или как старый Буэндиа у Маркеса, уверенный, что соединив снимки, сделанные в одном и том же месте, он рано или поздно обязательно получит изображение Господа Бога, если тот существует, либо положит раз навсегда конец всем домыслам о его существовании.

Константин Агунович. ДЕРЕВНЯ ГЛАЗОВО. Афиша №57. 11-24 июня 2001


… Начавший свои занятия фотографией в год смерти Сталина, только через десять лет он впервые увидел работы классиков русского пикториализма Василия Улитина, Юрия Еремина, Александра Гринберга. Несмотря на то что Улитин и Гринберг были живы, их творчество было скорее легендой из времен становления советской фотографии, чем официальной историей этого искусства: в 1950 - 1960-е там значились только произведения и имена мастеров репортажа. Ерину довелось прикоснуться к оригинальным отпечаткам старой русской светописи. И для него эта фотография, построенная по законам картины, не похожая на обыденную реальность, опускающая подробности сиюминутного во имя чистоты художественного образа, стала делом жизни. Его собственные пикториальные опыты отличаются от светописи начала ХХ века: только в последние годы он пришел к экспериментам при печати, в результате которых фотография становится похожа то на живопись, то на тонкую графику, до этого мягкости и светоносности он достигал съемкой неправильной линзой - моноклем. За более чем сорок лет работы Ерин стал неофициальным лидером узкого круга почитателей изобразительной фотографии, его наравне с Георгием Колосовым малое число художников, объединившихся вокруг любительских фотоклубов, считало основателем нового пикториализма, направления современной российской фотографии, обращенного к традициям старой русской светописи. Все эти годы Ерин находился вне мейнстрима - его жанровые городские снимки, изредка появляясь на выставках, были попытками воплотить необычные для него сюжеты языком пикториальной фотографии, но отнюдь не данью современности. За последние два года у него состоялось несколько персональных выставок; им заинтересовались кураторы современного искусства. <…> Недавнее участие Ерина с выставкой "Деревня Глазово" в проекте "24", посвященном архитектурной фотографии, дало возможность увидеть его в ряду мастеров разных направлений, в том числе и современной минималистической архитектурной фотографии. Оказалось, что Ерин, с помощью монокля "просеивающий лишние детали" пейзажа ради целостного впечатления, не менее концептуален, чем самые "продвинутые" фотографы последнего десятилетия.

Рена Гвоздева. ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ В МЕЖСЕЗОНЬЕ. Культура. №26 (7283) 12-18 июля 2001


Ах, как хочется летом в деревню!

Минималистическая, модерновая, классическая, рекламная, социальная - все это уже было показано в Музее Архитектуры в рамках проекта "24". Да и проекту в июне исполнится уже год. Жанр пикториализма на выставках представлен еще не был. Этот пробел восполняют 24 работы Анатолия Ерина "д. Глазово". Анатолий Ерин живописной фотографией занимается давно, более того он является автором ряда публикаций, рассказывающих об уникальных техниках фотографирования "Секреты рыбьего глаза", "Совсем непростая линза". Романтический фоторепортаж из деревни Глазово с трудом можно отнести к жанру архитектурной фотографии, поскольку в деревне всего три дома и одна часовенка, которая в основном и изображена на снимках. Зато идиллические пейзажи и сказочная атмосфера доставляют зрителю неповторимое эстетическое наслаждение, как это и должна была делать пикториальная фотография в начале века.

Анна Свергун. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ГЛАЗОВО. Weekend.ru. 22 июля 2001


(exhibition)

13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls

14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES

15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City

16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWS

17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province

18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY

19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path

20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET

21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES

22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/2

23/24: V. Nilin - W C

24/24: Carl de Keyzer - ZONA

25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT

26/24: Sergei Chilikov - difFERences

27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY

28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE

29/24: Andras Fekete - Establishing Shots

30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY

31/24: Academy of Architecture - MARKhI

32/24: Igor Chepikov - Resort City

33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino

34/24: Igor Lebedev - SPBaroque

35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped

36/24: Alexander Djikia - Upper Point