00/24: Interview01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS02/24: Ilya Utkin - melancholy03/24: Igor Palmin - in PARTS04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/0007/24: Sergey Leontiev - the TOWER08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity10/24: Oleg Smirnov - Hero_City11/24: Michael Rozanov - FLYOVER12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWSМосковский дом фотографии продолжает знакомить зрителей с кураторским проектом архитектурной фотографии Юрия Аввакумова «24». Шестнадцатая выставка посвящена важной архитектурной детали – окнам. Тема фотографирования окон, дверей, замков и наконец канализационных люков не нова. Обычно художники решают ее просто и ясно, путешествуя по миру и фотографируя понравившиеся объекты. Прелесть выставки Семена Файбисовича заключается в том, что он фотографирует свои собственные окна, то есть окна своей квартиры, коих у автора пять. Тут следует сделать отступление, сказав о том, что имя Файбисовича широко известно не только московскому художественному сообществу (художник, начиная с конца 70-х работал с галереями "Риджина", “L Галерея”, «ХL Галерея», Галерея Марата Гельмана, TV Галерея), но и за рубежом. Его работы успешно продаются в Европе и Америке. С 1995 года Файбисович увлеченно занимается фотографией и видео. Итак, на выставке «мои Окна» в московском доме фотографии Семен Файбисович представил 24 снимка, на которых обязательно присутствуют окна. На одних фотографиях важен вид из окна, на других – внутреннее пространство квартиры с вписанным в него окном, на третьих – выхватываются крупные детали находящиеся на подоконнике, на четверных изображена тень от оконных рам на стене (свет входит в квартиру), на пятых – светлое пятно окна (вечером свет выходит из квартиры, т. е. из окон). Все стекла окон абсолютно разные, иногда ты их не замечаешь вовсе, а иногда бросаются в глаза поцарапанные поверхности. Окна – это глаза дома (лат. oculus), мы, смотря в окна, смотрим на мир изнутри, находя каждый раз неповторимые образы, каждый из которых прекрасен. Анна Свергун. ОКНА фАЙБИСОВИЧА. weekend.ru. 25 сентября 2001Проекту «24» Юрия Аввакумова еще далеко до финала, а репертуарный кризис с косой уже маячит за плечом. После переезда модного выставочного сериала из МУАРа в МДФ на Остоженке наблюдалась волна кураторского оптимизма: мол, ждите второго дыхания. Даже концептуально-временные рамки ставились под сомнения: кадров в экспозиции по-прежнему будет 24, а вот ограничивать список фигурантов этой цифрой куратор вроде бы передумал… Новой информации о перспективах проекта пока не поступало, но на выставке Семена Файбисовича «Мои окна» как-то очень отчетливо осознаешь, что пленка заканчивается и перемотка не за горами. Архитектурная тема, изначально подогревавшая энтузиазм организаторов и зрителей, постепенно стала для проекта периферийной. Куда денешься, если значительных фотохудожников, отдающих все силы исследованиям ордеров, пропорций и тектонических особенностей, у нас по пальцам пересчитать. Давно уже пущены в ход концептуальные приемы, социальные аллюзии и репортажные установки. Смесь этих уловок предъявил и Файбисович. Архитектура ведь кругом, можно и с постели не подниматься. Взыскующим взором автор окидывает пространство своей квартиры и обнаруживает, кроме многонедельной пыли и обвалившегося кафеля, бездну художественности. Эстетическое освоение родимой жилплощади начато с окон. У окна, как и у зеркала, настолько мощная идейно-культурная нагрузка, что можно самому ничего не придумывать, а лишь выковыривать поочередно один смысл за другим. Чем Файбисович и занялся с увлечением, будто не догадываясь, что всего-навсего собирает коллекцию общих мест. Что окно сочетает в себе признаки интерьера и экстерьера, что переплеты наделены изысканной минималистской геометрией, что стекло не стопроцентно прозрачно и дает специфические эффекты преломления (особенно если его долго не мыть), наконец, что предметы на подоконнике могут многое рассказать о хозяевах – обо всем этом мы догадывались и раньше. Если у художника не случается творческих озарений, он вынужден их имитировать. Зритель обладает огромным преимуществом: не берут произведения за душу – можешь не делать вид, что испытал потрясение. Даже среди вернисажной публики господствовало объяснимое равнодушие. Оставив некоторое время назад свои гиперреалистические упражнения в области живописи (утомительно, неактуально, бесславно), Семен Файбисович регулярно балует общественность фотографическими проектами, инсталляциями, эссеистикой и художественной прозой. Видимо, в роли ренессансного человека и деятеля культуры он ощущает себя комфортнее, чем в узкой цеховой ипостаси. Но любой цех за себя рано или поздно мстит. В случае с фотографией это произошло уже на самой ранней стадии. Не станем цитировать мнения профессионалов, но отметим, что ни одного лестного услышать не довелось. Кого следующего Аввакумов поместит в обойму архитектурных фотографов? Не так давно светописью занялась Татьяна Назаренко, академик живописи. Разоренные колхозы, полуразвалившиеся котельные, однорукие куклы вкупе с обнаженной натурой. Романтично до дрожи. Ее бы и пригласить, поставив тем самым жирную точку в истории проекта «24». Велимир Мойст. ВЫВАЛИВАЮЩИЕСЯ СТАРИКИ. Газета.ru. 26 сентября 2001Семен Файбисович снимал в центре Москвы, как поет акын - то, что находится прямо перед ним. Самое привычное, самое обычное - свои окна. Зимой и летом, в солнечные дни и пасмурные. Окна не главная часть архитектуры, так, деталь, если смотреть снаружи. Другое дело - изнутри. Тогда окно - это наша возможность видеть мир. Все, что мы видим изо дня в день из окон собственной квартиры, постепенно приватизируется, присваивается взглядом. Вид из окна становится такой же собственностью хозяина квартиры, как кошка и бутылки на подоконнике. За окнами Семена Файбисовича - настоящий московский хаос, давно ставший частью его жизни. На фотографиях - то, что он захотел показать нам. В первую очередь сами окна. Старые облупившиеся рамы демонстрируют благородство неровных линий и элегантную геометрическую простоту. Затем - свет. Свет за окнами, свет, проникающий в комнаты, отражающийся в телевизоре, преломляющийся в неровных стеклах. И конечно, вид из окон. Если вы живете в Москве, скорее всего и из вашего окна не площадь Красная видна, а стадион, дома, гаражи, деревья. Из окон Семена Файбисовича тоже видны какие-то здания и даже один безусловный архитектурный шедевр - гараж Константина Мельникова. Памятник не привлек особого внимания фотографа, а остался естественной частью диковатого московского пейзажа, в котором и Москву-то узнает не каждый. Известный художник, писатель, теперь еще и фотограф - больше всего Семен Файбисович ценит уникальность собственного взгляда и возможность распоряжаться тем, что принадлежит и доступно только ему, например видом из окна. Формат проекта - 24 фотографии, 24 кадра пленки - подошел ему идеально. В его рамках он показал все, что хотел, и не сказал ничего лишнего. Мы так и не узнали, что же находится внутри, с другой стороны окон. Постепенно, с каждой следующей выставкой, появляется ощущение беспредельности проекта Юрия Аввакумова и возможности бесконечно интерпретировать понятие архитектурной фотографии. Жанр этот постепенно теряет всякие очертания и становится тотальным, как жизнь, как фотопроект Семена Файбисовича. Фаина Балаховская. ВИД ИЗ МОЕГО ОКНА. Время новостей online. 27 сентября 2001В Московском доме фотографии в рамках кураторского проекта архитектурной фотографии “24” Юрия Аввакумова открылась выставка Семена Файбисовича “мои ОКНА”. Художник представил 24 снимка, на каждом из которых изображены в том или ином виде окна его собственной квартиры. Несмотря на сознательно выбранное художником тематическое ограничение, снимки Файбисовича поражают своим разнообразием. Так, окно в его фотографиях присутствует как рама для лирического зимнего пейзажа, как отражение в экране телевизора, как светлое пятно в интерьере, фон для натюрморта на подоконнике или как своеобразный “отзвук” супрематической конструкции. Рассматривая окна и пространство по обе стороны от них в качестве художественной метафоры, Файбисович затрагивает философский аспект условности границы между внутренним и внешним миром. Информагенство Культура. 27 сентября 2001По условиям проекта Аввакумова, каждый из его участников выставляет 24 архитетурные фотографии собственного изготовления. В случае серии снимков Файбисовича получился какой-то художественный экстремизм по отношению к зрителю. На этих бесконечных снимках нет ничего, кроме рам, шпингалетов, кошки, бутылок, цветов на подоконнике и размытых по причине давно немытых стекол удручающих видов Новорязанской улицы. И разные времена года, а все одно — грусть-тоска. Этакие иллюстрации к экзистенциальной истории из холостяцкой жизни, к Вампилову, например. При этом то, что снимки на самом деле цветные и даже по-своему красивые, удручает почему-то еще больше. Как будто смотришь хорошее, но уж больно тоскливое кино в телевизоре. Кино, несомненно, авторское. Авторством известного художника Семена Файбисовича и объясняется выставка. Ему не привыкать делать картины практически из ничего — из тусклых уличных сцен, пассажиров электрички или метро, из очереди за водкой или ноябрьской демонстрации. Ну а когда от живописи он перешел к фотографии, в ход пошел тополиный пух под ногами или экран неработающего во время пожара Останкинской башни телевизора. После выставок, составленных из множества фотографий с подобной интригующей фактурой, документация жизни за окном (или даже жизни окна) покажется детективом. Хичкоком, а не Вампиловым. На самом же деле особенность искусства Файбисовича не в странных предметах изображения, которым он мучительно верен. Особенность — в более общей теме. Именно в мучительном, до боли в глазах и зуда в затылке вглядывании во всякую чепуху, которое (вглядывание) и изображает Файбисович. Еще будучи правоверным фотореалистом, он делал циклы из нескольких работ, где рисовал, как рассеивается зрение, если долго смотреть в одну точку. Как теряются очертания людей, и домов, как плывут зеленые пятна перед полуприкрытыми веками. Фотография избавила Файбисовича от физиологии — камера не может устать смотреть в мир. Но устать смотреть на последствия ее непрестанного бдения может зритель. Пройдет по выставке раз-другой, поговорит с кем-то, потом сделает еще кружок. А окна все те же, сливающиеся в какую-то круговую панораму. И нет из нее выхода, несмотря на то что перед тобой окна, а не стены. Все равно — замуровали, демоны! Вот тут и наступает черед зеленых пятен. Вампиловской депрессии и хичкоковского ужаса. Эффекта живописи Семена Файбисовича, забросившего ее и ставшего фотографом-маньяком. В пресс-релизе выставки в МДФ написано, впрочем, что занятия живописью он лишь приостановил. Есть надежда, что когда-нибудь посетители фотовернисажей вздохнут спокойно. Федор Ромер. КАМЕРА СМОТРИТ В ОКНО. Коммерсантъ. 28 сентября 2001(exhibition)17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/223/24: V. Nilin - W C24/24: Carl de Keyzer - ZONA25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT26/24: Sergei Chilikov - difFERences27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE29/24: Andras Fekete - Establishing Shots30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY31/24: Academy of Architecture - MARKhI32/24: Igor Chepikov - Resort City33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino34/24: Igor Lebedev - SPBaroque35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped36/24: Alexander Djikia - Upper Point |