00/24: Interview

01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS

02/24: Ilya Utkin - melancholy

03/24: Igor Palmin - in PARTS

04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo

05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION

06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/00

07/24: Sergey Leontiev - the TOWER

08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light

09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity

10/24: Oleg Smirnov - Hero_City

11/24: Michael Rozanov - FLYOVER

12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO

13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls

14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES

15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City

16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWS

17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province

18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY

19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path

20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET

21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES

22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/2

23/24: V. Nilin - W C

24/24: Carl de Keyzer - ZONA

Снимки Карла де Кейзера настолько профессиональны и точны, что могут послужить примером профессиональной работы. Непопулярная тема зоны на фотографиях кажется отнюдь не сухим фиксированием мест не столь отдаленных и изолированных от общества людей, а художественной акцией.

Weekend.ru


Посетители МДФ совершают тяжкие преступления – хотят попасть в восточносибирские лагеря. Этот холодный северный рай открыл россиянам знаменитый бельгийский фотограф Карл де Кейзер.

Выставочная программа Юрия Аввакумова «24» за последние два года сильно расширила наши представления об архитектурной фотографии. И вполне может быть, что и представления самого куратора. Берясь за долгосрочный проект, как узнаешь заранее, что возникнет под занавес? Да и опустится ли этот занавес, тоже вопрос. Нынешней выставке – «Зоне» бельгийца Карла де Кейзера – достался порядковый номер 24. Если придерживаться заявленного формата, то тут следовало бы раскланяться. Но ничто на вернисаже не наводило на мысль о расставании с проектом. В беседе Аввакумов подтвердил свое намерение продолжить сотрудничество с

Домом фотографии без изменения концепции. Следовательно, появятся №№25, 26 и т.д. О сроках завершения программы будет сообщено дополнительно, а пока – наслаждайтесь.

Де Кейзер – уже третий иноземный фотограф, приглашенный участвовать в сугубо российском сериале. Он не специалист по зодчеству, а именитый репортер из агентства Magnum. Почти половину прошлого года бельгиец провел в Красноярском крае, путешествуя из лагеря в лагерь. Понятно, что при такой интенсивной работе (объектами фиксации стали 40 тамошних зон) материала хватило бы для любых интерпретаций, в том числе и чернушных, в перестроечном духе.

Выборка куратора оказалась более чем неожиданной: перед нами идеальные люди в живописных пейзажах и изысканных интерьерах.

С поправкой на ледяной ветер, конечно, на скудость бюджета, на недобровольность пребывания и многое другое. Но какая санитария, какая эстетика, какая дисциплина!

Вот аккуратно заправленные кровати (на одной из них книга, заложенная очками), персонаж в пижаме у светлого окна – ни дать ни взять, профсоюзный санаторий. Мягкая мебель в красном уголке, заключенные в креслах расслабляются перед телевизором. Приглушенный свет торшера, дадаистский коллаж на стене, каминная решетка с нарисованным очагом. Или теннисный корт в соседстве с православным храмом, что сверкает побелкой и золотом куполов. Высадка цветочной рассады в плодородную клумбу, марш оркестрантов с духовыми, постройка снежного городка и дружный поход в столовую мимо ярких настенных росписей. Где же, где дают путевки в этот рай? Где-где, да в нарсуде...

По словам Аввакумова, он отбирал экспонаты из общей массы снимков, так что речь не идет о какой-то одной показушной зоне. Не исключено, что наша пенитенциарная система действительно видоизменилась с гулаговских времен, но идиллическая атмосфера выставки объясняется скорее методом работы де Кейзера. Снимая в солнечный день на цветную пленку Fuji, интересуясь декоративными эффектами, не выискивая специально грязной изнанки, можно и Освенцим превратить в богом обласканное местечко. Впрочем, эти 24 кадра, весьма сгодившиеся бы для рубрик «Наши передовики» или «Мы отдыхаем» в тюремной стенгазете, обладают определенной магией. В голове образуется некоторый зазор между ожидаемым и увиденным. Это все, конечно, не правда, не настоящая правда. Но и не ложь. Всего только дураковато-профессиональный взгляд через объектив. И разница между жизнью и ее отображением здесь вовсе не чудовищна, пожалуй, она даже в пределах нормы. Зэки – не инопланетяне, такие же люди, только чуть сильнее тянутся к прекрасному и чуть больше ненавидят законы. Трудно, но приходится согласиться, что их вкусы и идеалы вполне соответствуют вкусам и идеалам вольных граждан.

«Зона» де Кейзера – это пародия на свободу. Даже не слишком грубая. 

 

Велимир Мойст - ЗОНА - ЭТО РАЙ, Газета. Ru 29 мая 2002


Выставка де Кайзера должна была стать последней, двадцать четвертой, в проекте архитектурной фотографии «24». Изначальный замысел проекта был прост и элегантен, хотя и несколько умозрителен: количество выставок и фотографий на каждой из них должно было соответствовать числу кадров кинопленки, пролетающих за одну секунду. Поначалу идея казалась красивой, но неосуществимой -- невозможно было представить, где его куратор Юрий Аввакумов найдет столько архитектурных фотографий, а главное -- фотографов, поскольку ничтожный бюджет явно предполагал опору на внутренние ресурсы, и большого числа роскошных выставок из-за рубежа не планировалось. А Аввакумов к тому же обещал не повторяться, одних и тех же фотографов по два раза не показывать (и слово сдержал). Первые двенадцать выставок прошли в Музее архитектуры, затем проект (с небольшим скандалом) переместился в Дом фотографии. Вчера открылась последняя из обещанных -- двадцать четвертая выставка.

«Зона» Карла де Кайзера могла стать финалом эффектным и символическим. Де Кайзер принадлежит к элите мировой фотографии -- агентству «Магнум» -- и уже работал в России на переломе эпох; в 1989 даже сделал две книги о распадающейся на глазах стране. Он снимает репортажи и в особом интересе к архитектуре до сих пор замечен не был. Впрочем, понятие архитектурной фотографии с самого начала трактовалось куратором проекта весьма произвольно. Поэтому появление в проекте фотографий красноярских лагерей мало кого удивило.

«Зона» -- это место (можно сказать, архитектура) где постоянно и принудительно существует миллион наших соотечественников. «Зона» заметно или не очень окружает всех нас. Карл де Кайзер снимал в сорока красноярских лагерях зимой и летом, провел в них в общей сложности несколько месяцев, переболел туберкулезом и полностью проникся обстановкой. Его «Зона» получилась не чернушной и плаксивой, а нормальным таким местом, где люди живут.

Рекламный (и информационный) проспект красноярских лагерей на яркой цветной пленке выглядит честным и ответственным результатом, кропотливой и, как оказалось, опасной работой. Кайзер не выдает лагерь за пятизвездочный отель в Турции, нет в его фотографиях и правозащитного пафоса. Камера отмечает своеобразие лагерной архитектуры -- решетки и вышки, но не сосредотачивается на них, идет дальше. Снежные крепости, бараки и столовые, расписанные огромными картинами внутри и снаружи (и художники в лагере сидят), дневной сон на солнышке, труд на свежем воздухе. И люди на фотографиях как люди -- одежда только немного однообразная, наколок многовато да прически коротковаты. В остальном -- ничего особенного. Ни сочувствия, ни злобных чувств не вызывают. Карл де Кайзер снимает экстремальную ситуацию как обычную бытовую, пусть и несколько специфическую. Ни удивления, ни страха, ни раздражения. Констатация очевидного. Живут как привыкли, а привыкли жить именно так. Архитектура как архитектура.

На этой блистательной ноте проект можно было бы и завершить. Но во время еды пришел аппетит, а пленки бывают разных размеров. Юрий Аввакумов никогда об этом не забывал и с самого начала оставлял за собой право продлить удовольствие. Так что теперь он планирует следующую серию, а поскольку архитектурных фотографов больше не стало, собирается обратиться к некоторым во второй раз. Может быть, и Карл де Кайзер нам еще что-нибудь покажет.

Фаина Балаховская - ЛЮДИ КАК ЛЮДИ. Время Новостей 30 мая 2002 г.


Карл де Кейзер входит в касту избранных. Восемь лет назад он стал членом фотоагентства «Магнум» – самого знаменитого профессионального объединения фотографов-документалистов всего мира. Чтобы заслужить членство в «Магнуме», надо пройти строжайший конкурсный отбор. Тот же Кейзер целых четыре года числился номинантом в действительные члены, этаким соискателем, ожидающим окончательного признания. Любопытно, что соискателем Кейзер стал как раз после выхода в 1989 году двух его фотоальбомов, посвященных поездкам в перестроечный СССР. Вероятно, это простое совпадение, но сегодняшний мэтр должен испытывать особое чувство к стране, так или иначе способствовавшей его блестящей профессиональной карьере.

Он и испытывает – как видно по персональной выставке Карла де Кейзера в залах Московского Дома фотографии. Потому что она опять про Россию. Безымянная выставка знакомит зрителя с новым проектом «Зона», над которым бельгиец полгода работал в исправительно-трудовых лагерях Красноярского края. МДФ тоже испытывает к Кейзеру особое чувство. Двадцать четыре фотографии из серии «Зона» в мае-июне показывал здесь Юрий Аввакумов в рамках своего кураторского проекта «24». Уже по той микровыставке были понятны эстетика и этика проекта Кейзера, и особой надобности в показе серии в полном объеме буквально через три месяца вроде бы нет. Но снимки Кейзера так понравились весной директору Дома фотографии Ольге Свибловой, что осенью именно ими она открыла сезон в вверенном ей заведении.

Александр Панов - КУРОРТ СТРОГОГО РЕЖИМА, Еженедельный Журнал №035, 11.9.2002


(exhibition)

25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT

26/24: Sergei Chilikov - difFERences

27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY

28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE

29/24: Andras Fekete - Establishing Shots

30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY

31/24: Academy of Architecture - MARKhI

32/24: Igor Chepikov - Resort City

33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino

34/24: Igor Lebedev - SPBaroque

35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped

36/24: Alexander Djikia - Upper Point